№ 24 (4173)
июль 2006

К 300-летию Ботанического сада МГУ

Орхидеи в открытом грунте

Один из способов сохранения редких растений — введение их в культуру. Вот почему в ботанических садах выращиванию видов, занесенных в Красные книги, стали уделять большое внимание. У истоков этой работы в России стоят Е.Е. Гогина (Главный ботанический сад АН) и В.Н. Тихомиров. В настоящее время коллекция Ботанического сада МГУ насчитывает около 90 видов, занесенных в Красную книгу РСФСР, более 70 — в Красную книгу Московской области.

Специального участка для выращивания этих растений в Саду нет: их можно встретить везде, где имеются подходящие условия. Однако существует целое семейство, которое нуждается в особом уходе, — это орхидные. С давних пор славится красота и аромат цветков орхидей, их активно собирают в букеты, создают коллекции. Из-за резкого сокращения численности и даже полного уничтожения все орхидные внесены в Международную конвенцию СИТЕС, регулирующую торговлю дикорастущими видами: большинство из них нуждается в охране и внесены в Красные книги различных уровней — от международных до региональных.

В семействе орхидных на земном шаре известно 30 000 видов. Все они отличаются оригинальным строением цветка, его особенной красотой, яркой окраской, тонким ароматом. Произрастают эти цветы преимущественно в тропиках и субтропиках, на стволах и ветках деревьев (эпифиты). Многие из них в настоящее время выращивают в тепличной культуре. Выведены декоративные формы и сорта, которые при определенных навыках и терпении любители могут разводить в комнатных условиях.

Орхидеи умеренного климата известны меньше и выглядят гораздо скромнее своих тропических родственников. Эти нежные наземные растения разными способами приспособились к суровым климатическим условиям средних и северных широт. Число их невелико, на территории России — около 120 видов. Большинство из них имеют зеленые листья, но есть и такие, у которых хлорофилл отсутствует. Они ведут подземный образ жизни, надземные побеги появляются только во время цветения. У всех орхидей очень мелкие семена с недоразвитым зародышем, поэтому для их прорастания и развития необходим контакт с гифами грибов определенных видов. Несколько лет проростки остаются под землей, паразитируя на грибах-хозяевах. Затем образуются надземные побеги, растения переходят к смешанному питанию, а позже могут полностью обходиться без гриба. Многие орхидеи зацветают на 10–12-й год, а некоторые — лишь на 15–17-й. Этими особенностями их биологии обусловлено их редкое распространение в природе. Еще труднее вырастить орхидеи в культуре.

Попытки культивирования на грядках наших «северных» орхидей предпринимались уже давно — и любителями, и ботаническими садами. Чаще всего для этого брали виды с крупными цветками или обладающие приятным запахом: венерины башмачки, пальчатокоренники, любку двулистную и др. В лучшем случае пересаженные растения цвели, но через несколько лет — погибали. Репродуцировать их из семян не удавалось, некоторые размножались вегетативно. Для того, чтобы иметь в коллекции эти растения, приходилось время от времени снова привозить их из естественных условий.

Чтобы научиться сохранять орхидеи в культуре, необходимо, как говорится, «найти с ними общий язык». Культивирование орхидей лучше удается в южных областях с более мягкими зимами. Многие ботанические сады занялись специальными исследованиями для создания методик выращивания этих растений. В Киеве разработан особый метод размножения для корнеклубневых орхидей. В умеренной зоне выращивать их гораздо труднее.

В Ботаническом саду МГУ орхидные выращиваются в специальном питомнике. С 1987 г. ведутся исследования по биологии и экологии этих растений в природе, чтобы точнее подобрать условия в культуре. Самым важным для орхидей оказалось соблюдение режима почвенного увлажнения. Они практически не переносят пересыхания почвы: растения могут уйти под землю, пребывать в состоянии вторичного покоя, появиться спустя 2–4 года или погибнуть. Виды с облиственными стеблями аналогично реагируют на кошение или срезку цветов для букета. В коллекции Сада сейчас около 30 видов орхидей, наиболее многочисленны пальчатокоренники — 6 видов, башмачки и любки — по 5.

Из орхидных лучше всего себя чувствуют среднерусские и дальневосточные, а крымские и кавказские — плохо переносят «зимовку». Хорошо растут на грядках корневищные виды, возможно их размножение делением куста. Это — дремлик болотный и башмачки: крупноцветковый, крапчатый, Ятабе и вздутый. Труднее всего вырастить венерин башмачок настоящий, т. к. он нуждается в особых почвах с нейтральной кислотностью и определенным содержанием карбонатов. Некоторые пальчатокоренники, тайник овальный, дремлик широколистный, ятрышник шлемоносный и венерин башмачок вздутый размножаются семенами, но пока получено немного растений. Проводится также работа по проращиванию семян на питательных средах.

Орхидеи умеренной зоны нежны и уязвимы — как видим, вырастить их на грядках сложно, поэтому любителям экзотики не стоит брать растения из природы, где их остается все меньше. Можно заняться выращиванием тропических орхидей в комнате. Цветение у них более продолжительное и методики культивирования разработаны гораздо лучше.

Т. Варлыгина,
кандидат биологических наук

 

Коллекция ирисов Ботанического сада МГУ

Культура садовых ирисов всегда привлекала внимание как специалистов, так и цветоводов-любителей, а среди растений ботанических садов коллекции ирисов всегда занимали заметное место. Еще в Аптекарском огороде выращивались видовые ирисы и их культивары. К 30-м годам прошлого столетия при Георгии Германовиче Треспе на территории Ботанического сада МГУ быа представлена уже весьма богатая коллекция, однако наиболее значительная по количеству экспозиционного материала коллекция ирисов была собрана лишь после Великой Отечественной войны. В состав ее входили (по данным 1950 года) около 140 образцов как видовых ирисов (I. germanica L., I. sibirica L., I graminea L., I. laevigata Fish. и др.), так и культурных сортов иностранной селекции («Desdemona», «Amethyst», «Beethoven» и др.). Участки экспозиции располагались по всей территории парка и демонстрировали самые разнообразные проявления красоты этого растения.

Формирование коллекции ирисов Ботанического сада Московского университета на Воробьевых горах началось одновременно с созданием основных его коллекций (конец 1950-х–начало 1960-х годов). В то время на карантинном питомнике проводилась работа по испытанию сортов, полученных из Англии и США (главным образом, из Schreiner’s Gardens). Курировала коллекцию Валерия Ивановна Колокольникова (1957–1974 гг.). С 1974 по 1978 годы ее сменила Валерия Ивановна Матросова (работавшая в Саду с 1952 года).

Наряду с сортоиспытанием в 1960–1970-х годах на базе коллекции проводились исследования по воздействию ионизирующей радиации на мутационный процесс. Авторами этой трудоемкой и важной работы, учеными Ириной Викторовной Дрягиной и Геннадием Евгеньевичем Казариновым, помимо теоретических результатов, были получены и практические — целый ряд сортов, многие из которых пользуются популярностью по сей день: «Марина Раскова», «Мечта», «Олимпийский», «Гвардейский», «Фиолетовый низкорослый». Часть сортов была передана гибридизаторами в коллекцию ирисов нашего Сада.

Кроме того, в 1970-х годах Елизаветой Захаровной Мантровой проводились исследования по питанию декоративных культур, в том числе и ирисов.

С 1980 г. по 1990 г. куратором коллекции ирисов была Татьяна Николаевна Циденданбаева, при непосредственном участии которой коллекция существенно пополнилась: в 1980 году Центральным Республиканским Ботаническим садом АН УССР был передан посадочный материал сортов иностранной селекции различных лет, а также и отечественные культивары, в частности — селекции Е.Д. Харченко. Многие из них находятся в составе современной коллекции Ботанического сада («Иван Сусанин», «Богдан Хмельницкий»).

С 1990 г. по 1994 г. коллекцию ирисов курировала Людмила Ивановна Гижинская, а с 1994 г. — Е.И. Дацюк.

В настоящее время в нашей коллекции представлены самые различные садовые классы ирисов. Основу ее составляют сорта садовых классов Бородатых ирисов, которые включают в себя Высокие, Среднерослые и Карликовые. Кроме того, имеются сорта классов Сибирских, Японских, культивары видовых ирисов и их гибридов.

Ботанические сады, способствуя сохранению природных видов, служат своеобразными музеями, экспонатами которых являются сами растения. Так, существуют сорта, которые являются своеобразными вехами в развитии и становлении культуры ириса. Часть из них, прошедшая своеобразную «апробацию» временем и нашими совсем не «тепличными» условиями, обладает комплексом признаков устойчивости к заболеваниям и низким температурам, то есть теми ценными качествами, которые часто утрачиваются сортами современной селекции. Они могут проигрывать современным сортам в разнообразии окрасок, совершенстве формы цветка, устойчивости цветоноса, но, отличаясь своей неприхотливостью, могут и должны вовлекаться в гибридизационные программы, служить отправной точкой для создания любительских коллекций, а также использоваться в озеленении и ландшафтных работах. Поэтому нами поддерживается и пополняется коллекция ретро-сортов ирисов, а на экспозиционном участке проводятся работы по созданию своеобразного «музея» селекции ирисов.

Содержание достаточно богатой коллекции необходимо для осуществления просветительских и образовательных целей, чему служат экспозиции, включающие представителей различных садовых классов ирисов. Мы поддерживаем тесные контакты с Российским обществом ириса, принимаем участие в выпуске бюллетеня общества, распространении семян дикорастущих видов среди его членов, в организации выставок и, таким образом, по мере сил помогаем созданию своеобразной «ирисоводческой среды». Кроме того, коллекция ирисов со времени своего основания служила и служит своеобразным источником для пополнения и обмена культиварами ирисов с другими ботаническими садами, растениеводческими, образовательными и другими организациями.

Важным направлением работы с ирисами также является интродукция их дикорастущих видов. Многие из них обладают декоративными свойствами в не меньшей степени, чем их «культурные» «собратья», очень пластичны и не столь зависят от капризов природы. Некоторые из них могут быть рекомендованы для использования в озеленении как в городских ландшафтах, так и на дачных участках. В их числе — Iris setosa Pall. ex Link, I. variegata L., I. lactea Pall. и другие виды.

Для популяризации и более широкого распространения культуры ириса очень важно, чтобы в коллекции были представлены те садовые классы, которые могут хорошо расти в открытом грунте нашей полосы. Тут можно упомянуть класс Сибирских ирисов, который как будто предназначен для наших климатических условий, но малоизвестен и не распространен широко. Начата работа с таким интересным садовым классом, как Японские ирисы, или Хана-Шобу. Предок Хана-Шобу, I. ensata Thunb., произрастает на влажных лугах, поэтому Японские ирисы, унаследовавшие его влаголюбивость, можно выращивать на тех участках, где другие, например, Бородатые ирисы, страдают от переувлажнения. Важно и то, что растения сохраняют декоративный вид на протяжении всего периода вегетации. Более поздно зацветающие, по сравнению с другими классами садовых ирисов, Японские ирисы продлевают общий период цветения садовых ирисов. Следовательно, подобрав различные классы ирисов с учетом сроков их цветения, можно добиться практически непрерывного их цветения в течение почти трех месяцев. Неоценимую помощь в создании нашей коллекции мы получили от ст. научного сотрудника Ботанического сада-института ДВО РАН, к. б. н. Л.Н. Мироновой, подарившей нам сорта и семена Японских ирисов.

В 2005 году в Американском обществе ирисоводов (AIS) нами зарегистрирован культивар «Mother’s Choice». Кроме того, из семян, переданных нам в 2002 году от известного немецкого гибридизатора Т. Тамберга, были получены межвидовые и межсекционные тетраплоидные гибриды, представляющие как научный, так и практический интерес. Например, ирисы группы Chrisographes, родоначальниками которых являются 40-хромосомные ирисы из Китая, так называемые сино-сибирские ирисы. Ирисы этой новой для нашей страны группы в течение нескольких сезонов проявили свою жизнестойкость, высокий коэффициент вегетативного размножения и отличаются оригинальной окраской цветков. Из этой группы мы зарегистрировали два культивара: «Луговой мотылек» и «Leopard’s Fur» (AIS).

Также весьма перспективна группа гибридных ирисов, полученных при скрещивании I. versicolor и I. laevigata. Эти растения отличаются особой жизнеспособностью, обильностью и продолжительностью цветения, высокой декоративностью облика.

Е.И. Дацюк, куратор коллекции

Первая полоса

Редакторская колонка

Пресс-служба

Вести МГУ

На книжную полку

К 250-летию МГУ

Громкие имена

Юридическая помощь

Поздравляем

К 300-летию Ботанического сада МГУ

На пользу науке

Новости науки

Университетская кухня

ФЛЮС

Студентка

Новости Москвы

На главную страницу