№ 24 (4173)
июль 2006

Пушкин – Бетховен – Голицыны

Многие стихи Пушкина посвящены представительницам прекрасного пола. Не «избежали» его внимания и Голицыны.

Два стихотворения в 1817 году юный поэт посвятил супруге С.М. Голицына (1774–1859), владельца подмосковных Кузьминок, Евдокии Ивановне (1780–1850) — хозяйке литературно-музыкального салона (где нередко бывал Пушкин), примирившей поэта с его отечеством:

Литературно-музыкальный музей г. Мичуринска
Краев чужих неопытный любитель
И своего всегдашний обвинитель,
Я говорил: в отечестве моем
Где верный ум, где гений мы найдем?
Где гражданин с душою благородной,
Возвышенной и пламенно свободной?
Где женщина — не с хладной красотой,
Но пламенной, пленительной, живой?
Где разговор найду непринужденный,
Блистательный, веселый, просвещенный?
С кем можно быть не хладным, не пустым?
Отечество почти я ненавидел —
Но я вчера Голицыну увидел
И примирен с отечеством моим.

Посылая ей оду «Вольность», поэт пишет:

Простой воспитанник природы,
Так я, бывало, воспевал
Мечту прекрасную свободы
И ею сладостно дышал.
Но вас я вижу, вам внимаю,
И что же?.. слабый человек!..
Свободу потеряв навек,
Неволю сердцем обожаю.
(Кн. Голицыной)

Одно стихотворение (1823) А.С. Пушкин посвятил Марии Аркадьевне Голицыной — внучке фельдмаршала А.В. Суворова:

Давно о ней воспоминанье
Ношу в сердечной глубине,
Ее минутное вниманье,
Отрадой долго было мне.
Твердил я стих обвороженный,
Мой стих, унынья звук живой,
Так мило ею повторенный,
Замеченный ее душой.
Вновь лире слез и тайной муки
Она с участием вняла —
И ныне ей передала
Свои пленительные звуки…
Довольно! в гордости моей
Я мыслить буду с умиленьем:
Я славой был обязан ей —
А может быть и вдохновеньем.
(Кн. Голицыной)

А не так давно мне посчастливилось узнать подробности жизни двух российских просветителей из рода Голицыных — Николая Борисовича и его сына Юрия Николаевича, знавших не только Пушкина, но и Бетховена, Герцена, В.А. Жуковского, М.И. Глинку, А.С. Даргомыжского…

Весной 2005 года я неожиданно получил письмо из города Мичуринска Тамбовской области. Директор местного «Литературно-музыкального музея» (Дом Голицыных) Наталья Георгиевна Мулярова писала, что о моем существовании узнала из моей статьи «Голицыны–охотники» в журнале «Охота и рыбалка» за январь 2005 года, и пригласила отметить 10-летний юбилей Музея. К своему стыду, я ничего не знал об этом, как выяснилось, замечательном музее.

И вот мы с супругой Тамарой Павловной и троюродным братом Николаем Кирилловичем Голицыным прибыли в чудесный старый русский город Мичуринск, бывший (до 1932 года) Козлов. Он раскинулся на крутом холме, окаймленном дугой речки Лесной Воронеж. Нас сразу поразил центр города, в котором бережно сохранены многочисленные дореволюционные особняки, построенные местными промышленниками, банкирами, помещиками. Вид добротных одно-, двух-, редко трехэтажных домов, отлично отреставрированных, переносит наблюдателя в «старые добрые времена». Их владельцы явно старались перещеголять друг друга. Центральная — Советская (бывшая Воскресенская) улица превращена в мичуринский Арбат. Великолепно здание драматического театра, недавно отметившего столетний юбилей. Кстати, на его сцене выступали корифеи русской сцены: В. Качалов, П. Орленев, В. Пашенная, И. Ильинский. А все новостройки, включая традиционные пятиэтажки, вынесены на окраины города. Правда, в переулках многие деревянные дома с великолепными резными наличниками на окнах требуют ремонта. Из пятнадцати храмов, к сожалению, сохранились только три. Среди них огромный Богоявленский собор, удивительно похожий на московский Храм Христа Спасителя. Большое впечатление оставил Краеведческий музей, повествующий о почти четырехсотлетней истории города-крепости. Последний построили по указу царя Михаила Федоровича Романова в 1635 году на Козловом урочище, где первопоселенцем был Семен Козлов. Сегодня Мичуринск — крупный промышленный, научный и культурный центр. В 2003 году указом Президента России В.В. Путина ему присвоен статус наукограда, где трудятся продолжатели добрых дел Ивана Владимировича Мичурина.

Любопытно, что в XVII в. воеводой в Козлове был пращур А.С. Пушкина Петр Михайлович Желтоух. Здесь жил и старший сын поэта Александр Александрович, полковник 13-го Нарвского полка. Его дочь Мария познакомилась здесь с племянником Н.В. Гоголя — адъютантом ее отца Николаем Быковым и вышла за него замуж. Сегодня в Мичуринске живут и здравствуют представители 4 и 5 поколений Пушкина — биолог профессор Галина Северьяновна Усова и трое ее сыновей.

В годы Великой Отечественной войны десятки тысяч горожан ушли на фронт.

Мичуринцы по праву гордятся 37-ю Героями Советского Союза и 4-я полными кавалерами ордена Славы.

Город Козлов видел многих выдающихся личностей. Здесь в разные годы бывали Г.Р. Державин, В.А. Жуковский, Д.Н. Мамин-Сибиряк, И.А. Бунин, С.В. Рахманинов, К.А. Федин, С.Я. Маршак, И.Г. Эренбург, С.Н. Сергеев-Ценский, А.С. Серафимович. Здесь родился и жил будущий президент академии художеств СССР Александр Герасимов. К своему стыду, я всегда считал его придворным художником, пишущим только портреты вождей и картины помпезных съездов, но в замечательной картинной галерее художника я увидел многочисленные отличные пейзажи и жанровые картины…

Украшением города можно назвать и здание «Литературно-музыкального музея». Небольшой голицынский особняк с портиком, который поддерживают две пары изящных колонн, был построен в 1823 году. В шести залах представлены экспозиции, повествующие о князьях Голицыных и их современниках. Особенно подробно — о двух выдающихся представителях этого старинного рода Николае Борисовиче (его дед Борис Алексеевич был родным братом моего прямого предка Ивана Алексеевича, стольника царя Ивана, брата Петра I) и его сыне Юрии Николаевиче, связанных с городом Козловом. 25 июня 2005 года был торжественно отпразднован юбилей Дома Голицыных, состоялся литературно-музыкальный концерт. Очень интересно выступила Г.С. Усова, поведав нам о тамбовских Пушкиных. Об истории создания Музея подробно рассказала Наталья Георгиевна Мулярова.

Самым непосредственным образом эта история связана с жизнью и деятельностью Юрия Николаевича Голицына.

Николай Борисович — композитор, виолончелист, переводчик, музыкальный критик, общественный деятель, участник трех военных кампаний, родился 8 декабря 1794 года в Петербурге. Окончил Пажеский корпус, где, кроме военного, получил и отличное музыкальное образование. Участвовал в войне 1812 года под командованием П.И. Багратиона, своего дальнего родственника по линии матери, был контужен в бою при Шевардино. Награжден орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом. После взятия Парижа, находясь в составе русских войск в Западной Европе, Николай все свободное время уделял изучению искусств, литературы, философии, принимал участие в любительских концертах, сочинял музыку. Вернувшись в Петербург в канун 1820 года, блестяще образованный офицер, тонкий ценитель искусств, прекрасный (по оценке скупого на похвалы М.И. Глинки) виолончелист, князь входит в среду цвета русской интеллигенции, а его дом становится культурным центром столицы. Здесь не единожды бывали А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, В.Ф. Одоевский, А.С. Даргомыжский и многие другие выдающиеся современники Голицына.

Много времени Голицын уделял переводам. Так он перевел на французский язык пушкинское «Клеветникам России» и получил письмо поэта: «Тысячу раз благодарю Вас, милый князь, за Ваш несравненный перевод моего стихотворения, направленного против недругов нашей страны. Я уже видел три перевода, один из которых сделан высокопоставленным лицом из числа моих друзей, но ни один не стоит Вашего … Вы обещаете перевод в стихах всего „Бахчисарайского фонтана”. Уверен, что он Вам удастся, как все, что выходит из-под Вашего пера». Вскоре Голицын с успехом выполнил свое обещание.

А чего стоит переписка Голицына с Бетховеном! Венская публика прохладно относилась к великому композитору, предпочитая итальянскую музыку. В своем первом письме от 9 ноября 1822 года Голицын писал: «Будучи ревностным поклонником Вашего дарования, решаюсь просить Вас написать один, два или три квартета, за что с удовольствием заплачу назначенную Вами сумму…». Несмотря на весьма стесненные обстоятельства, композитор сухо ответил: «Готов служить своими произведениями, но не могу определить срока, ибо не умею повелевать вдохновением и не отношусь к поденщикам, работающим с листа и по часам». В следующих письмах Голицын пытается исправить свою оплошность. В ответ Бетховен посылает предложения о подписке на партитуру «Торжественной мессы», премьера которой с успехом состоялась в Петербурге 6 апреля 1824 года. «Можно сказать, что Ваш гений, — пишет Голицын композитору, — опередил века, и что теперь, может быть, не найдется ни одного слушателя, который был бы достаточно просвещен, чтобы насладиться красотой Вашей музыки. Но потомки будут благоговеть перед Вами, и благословлять Вашу память более, чем это доступно Вашим современникам». Затем Голицын получает посвященные ему квартет и опус 124, после чего князя, с легкой руки композитора, стали величать «русским другом Бетховена». Последнее письмо Бетховена Голицын получил за месяц до кончины композитора в 1827 году: «Аполлон и музы еще не отдают меня костлявой, поскольку я должен им еще многое, и я обязан перед моим уходом оставить то, что мне дает дух и призывает свершить. У меня такое чувство, что я написал всего несколько нот. Благородный князь! Желаю Вам хороших успехов в Ваших радениях об искусстве…».

Современники отмечали и несомненный талант Голицына как писателя, высоко ценили его военные статьи и книги «Офицерские записки и воспоминания о походах 1812, 1813 и 1814 годов», «Жизнеописание генерала от кавалерии Эммануэля», сборник стихотворений «Поэтические опыты». Музыкально-критическая деятельность Голицына поставила его в один ряд с родоначальниками русской музыкальной критики В.Ф. Одоевским и А.Н. Серовым.

Николай Борисович в 1820-х годах участвовал в войне с Персией на Кавказе под командованием генерала Ермолова. Когда в 1853 году началась Крымская война, 60-летний Голицын организовал из числа крестьян отряд добровольцев, куда вошли также его сын Юрий и 10-летний внук Евгений.

И еще несколько слов о других сторонах деятельности нашего неординарного соотечественника, человека прогрессивных взглядов и убеждений. Он активно участвует в обсуждении проекта отмены крепостного права. А в 1858 году в Берлине выходит работа Голицына «О возможности соединения Российской церкви с Западною без изменения обрядов православного богослужения», за что он попал в опалу и был выслан в свое имение Богородское Курской губернии, где скончался 23 октября 1866 года. Похоронен Н.Б. Голицын в г. Славяногорске ныне Донецкой области Украины.

Николай Борисович Голицын, человек богато и разносторонне одаренный, оставил заметный след в отечественной культуре.

Музыкантом был и его сын Юрий, который родился 29 ноября 1823 года в Петербурге. Музыка вошла в его жизнь с самого раннего детства. Большое влияние на него оказал Гаврила Ломакин — знаменитый руководитель хоровой капеллы графа Шереметьева. Юрий часто бывал на его концертах. Тогда зародилась его мечта создать свой хор. После окончания Пажеского корпуса он работал в Харькове чиновником для особых поручений при князе Долгоруком. Одно время был губернским секретарем Тамбовской губернии. Затем поселяется в своем имении Салтыки этой же губернии. Учит музыке одаренных крестьянских детей, создает хор. В этом добром деле ему активно помогает Аркадий Александрович Рахманинов — дед великого композитора, пианиста и дирижера С.В. Рахманинова, часто жившего в своем имении Ивановка на Тамбовщине. По мнению очевидцев, пение хора было безукоризненно и в высшей степени художественно. Много времени Юрий посвящает сочинению музыкальных и вокальных пьес. Дает многочисленные концерты в России, Западной Европе, Америке. Во время гастролей в 1858 году в Англии Юрий Голицын знакомится с «Колоколом» и его создателем. Завязывается переписка князя с опальным А.И. Герценом, находившимся в эмиграции. Переписка не осталась не замеченной, и в 1859 году последовало распоряжение выслать князя в Тамбовскую губернию в город Козлов, где он стал жить под надзором полиции. Но просветительскую деятельность князь не оставил, продолжал выступать с концертами.

До конца не отбыв ссылку, беспокойный князь бежит без паспорта в Лондон. Успешно гастролирует в Англии, Ирландии и Шотландии, дает большой концерт в пользу итальянского революционера Гарибальди. Весной 1861 года Голицын сочиняет для организованного «Колоколом» праздника освобождения крестьян превосходную, по свидетельству Герцена, фантазию для оркестра, в основу которой положены популярные народные песни и отрывки из оперы Глинки «Жизнь за царя». Посвящает «Колоколу» пьесу для фортепиано в четыре руки, названную «Вальс Герцена». Вот как отзывается о князе сам Герцен: «Концерты Ю. Голицына имеют решительный, огромный успех, — со второго концерта обширная зала была полна. Англичане были удивлены, увлечены и провожали треском и громом все пьесы. Эстетическое нашествие русских идет от победы к победе. Концерты князя чисто русские и в этом их серьезное значение. Богатая натура наша раскрывается со своей мощной стороны. Наша музыка не является скромно просить внимания своей оригинальностью, она врывается разом, вооруженная Бортнянским и Глинкой, заявляет о себе энергически и самоуверенно под партизанским начальством искусного вождя».

Имя Юрия Голицына стало популярным. Но он скучает по России, пишет письмо императору Александру III с просьбой разрешить вернуться на родину, и получает таковое. Поселяется сначала в Ярославле, а затем в Петербурге. Создает новый хор, дает с неизменным успехом концерты во многих российских городах.

Скончался князь в 1872 году, похоронен в Александро-Невской лавре. Кстати, тезка князя известный писатель Юрий Нагибин посвятил ему большой роман «Юрка Голицын».

Вот сколько нового и интересного узнал я, получив небольшое письмо-приглашение современной российской просветительницы Натальи Георгиевны Муляровой — директора мичуринского Литературно-музыкального музея. Низкий ей поклон и благодарность!..

М.В. Голицын, профессор МГУ

Первая полоса

Редакторская колонка

Пресс-служба

Вести МГУ

На книжную полку

К 250-летию МГУ

Громкие имена

Юридическая помощь

Поздравляем

К 300-летию Ботанического сада МГУ

На пользу науке

Новости науки

Университетская кухня

ФЛЮС

Студентка

Новости Москвы

На главную страницу