№ 27 (4176)
сентябрь 2006

Оптимизм дорог России

Многочисленные разговоры о ежегодно дополняющемся списке бед России навряд ли способны вселить надежду на светлое будущее в граждан некогда великой державы. Даже если сосредоточиться на двух бедах, невольно вспоминается фраза: «От одной беды поможет каток, а вот что делать с дорогами… непонятно». Несмотря на это, смешанное чувство восторга и изумления («как же здесь можно ездить?») периодически возникает в каждом, кто хоть раз выбирался за пределы основных магистралей столицы и трасс федерального значения. Последние зачастую проходят по территории ни в чем не повинных городков. Так, в г. Клин «установлен» бесплатный аттракцион для всех желающих под названием «попробуй — перейди»: круглосуточно по Ленинградскому шоссе идут, не останавливаясь, вереницы автомобильного транспорта...

Настоящая песня российских автодорог не в реве моторов, не в мерном постукивании карбюратора и даже не в непечатных выражениях увлеченных водителей, а в поскрипывании камней под колесами, биении в окна ветвей деревьев, довольном повизгивании случайно залетевшего насекомого. «Музыка» порой столь неповторима, что машина начинает осваивать искусство танца. Песнь сия доступна зачастую лишь российскому транспорту. Отчаянные норвежцы, к примеру, дабы насладиться красотами Кольского полуострова, непредусмотрительно пересекают государственную границу на собственных автомобилях. К несчастью норвежских страховых фирм, личный транспорт скандинавцев при въезде в Россию ломается.

Многие уголки нашей необъятной Родины, будь то Карелия или Камчатка, доступны лишь таким бесстрашным созданиям, как «Урал», «КАМАЗ», ГАЗ–66 (ласково окрещенный в Мурманской области «Шишигой»). Песнь российских автодорог особо мелодична зимой, когда под колесами хрустит снег и удивленно рокочет мотор, продвигая груду металла сквозь полутораметровый слой «небесной манны».

Триумфальное зимнее шествие отдохнувшего за четырехмесячное лето автотранспорта можно ежегодно наблюдать на белесой глади оз. Байкал. Поучительная история из жизни населения Прибайкалья произошла летом 2005 года во время похода под руководством инструктора по туризму из г. Винницы (Украина) М.М. Сичко. При прохождении на катамаранах вдоль западного побережья Байкала возникла следующая картина: «На берегу озера стоит домик, сарайчик, а рядом… “москвич”». То есть с одной стороны — Байкал, с другой — хребет, а между ними “москвич”»!» (М.М. Сичко). Любопытство туристов, безусловно, привело их к хозяину четырехколесного чуда, обладатель которого и объяснил, что машина стоит не ради смеха: «Зима здесь 8 месяцев, а Байкал — это дорога. Здесь прокладывают трассы, ставят знаки, выезжает ГИБДД». Остается только удивляться находчивости граждан России. Во истину, чем сложнее условия жизни, тем изобретательнее человек.

С железными дорогами России все много проще. По зачастую проржавевшим, местами просевшим рельсам ходят произведенные в далекие советские времена поезда нередко с облупившейся краской и постоянно заедающими окнами. Ситуация с железнодорожным парком, правда, не столь однообразна, если учесть вагоны купе, скорые поезда, особенно красавцев японского производства, курсирующих по Приморскому краю и о. Сахалин. Ковровые дорожки в вагонах, прозрачные стекла, ровная (!) поверхность полок-кроватей, сокращенное время следования, — все это атрибуты скорых поездов, цена на билеты которых в 1,5–2 раза выше, чем у их «советских коллег». Но именно при путешествии в старых гремящих вагончиках возможно испытать всю прелесть и неповторимость российских железных дорог, осознать, что пока в нашем человеке столько юмора и желания жить, страна, вопреки пессимистическим прогнозам, будет жить и развиваться как единое целое.

Дорогого стоят хотя бы полки-кровати в вагонах плацкарта: то ли рост пассажиров увеличился со времени выпуска поезда, то ли проектировщики заботливо решили повысить увлекательность прохождения по вагону, — в любом случае, длина спальных полок вызывает улыбку днем и поток непечатных слов ночью. Если с вагонной «мебелью» все довольно однообразно, то изобретательность проводников и ежегодные нововведения в правила железных дорог не перестают поражать разнообразием. Акция «купите постельное белье — сможете воспользоваться массажным волнистым матрацем» недавно дополнена: «при покупке постельного белья — пакетик чая в подарок».

Тем не менее, сильны и многолетние традиции железнодорожного быта. В играх «священное утреннее умывание без часового ожидания шестиметровой очереди» и «ритуальный пронос по вагону полного стакана кипятка» побеждают лишь опытные пассажиры. Но лучше всего повышают адреналин «ночное проникновение в вагон на пятиминутной остановке законных обладателей билетов при не открывшем дверь уснувшем проводнике» и «путешествие с ветерком на поручнях уходящего поезда задержавшихся на станции пассажиров».

Неотъемлемым атрибутом остановок поездов является передвижной супермаркет в лице активных местных жителей, у которых возможно приобрести любую продовольственную продукцию — от минеральной воды до горячего ужина. Искреннюю улыбку вызывают умудренные жизненным опытом продавцы теплых шалей, что особо актуально летом при 25-градусной жаре в поезде, спешащем на черноморское побережье России.

Прибавляют оптимизма также комментарии машинистов при очередной поломке какой-либо детали: «Опять сломалось?! Этот поезд давно нужно продавать!». Чувство гордости за российского человека возникает и при езде в пригородных поездах, когда слышишь ласковые слова уставшего машиниста: «Осторожненько, дверочки закрываются, следующая остановочка N… Скоро будете дома!».

Беда России не в дорогах, а в неприхотливости, вере и огромном желании жить российского Человека, чей оптимизм и чувство юмора не подвластны ни годам, ни горестям.

Надежда Пупышева, наш корр.

Первая полоса

Редакторская колонка

Пресс-служба

Наука и практика

Вести МГУ

Родом из МГУ

Мнение

Поздравляем

К 300-летию Ботанического сада МГУ

На пользу науке

Крупным планом

Отдых

Студентка

Университетская кухня

Новости Москвы

На главную страницу