№ 29 (4178)
сентябрь 2006

По следам опубликованного

Снова о Студенческом театре Московского университета,

или По следам публикации А. Горкина «Черкасов в МГУ»

Занимаясь исследованием студенческой жизни Московского университета в 1950–1960-е гг., автор данной заметки открыл для себя одну из ярких ее страниц — историю Студенческого театра МГУ. Честно говоря, в самом начале было четкое представление об университетском театре: Р. Быков, И. Савина, А. Демидова, запрещенная постановка «Дракона» М. Захарова и… все. По мере знакомства и проведения интервью с непосредственными участниками театральной студии на Моховой, большинство из которых является ныне сотрудниками МГУ1, а также в процессе проведения многочасового «досуга» в библиотеках2, стало ясно, что о Студенческом театре МГУ знают многие, но четкого представления нет даже у театроведов.

Эту неясность подтвердил и недавний январский юбилей Студенческого театра, когда все внимание было сосредоточено на театре, существовавшем в Доме культуры на Моховой (ранее Герцена), или, как его еще называли, ДКГФ. Об эстрадной студии «Наш дом» упоминали, но как-то глухо, бывший ее участник актер А. Филлипенко что-то пытался донести до читателей «Известий», но официально никто из «Нашего дома» участия в празднествах не принимал. А уж о театре в ДК на Ленинских горах даже и не вспоминали, лишь в январском выпуске «Московского университета» (№ 1–2, 2006 г.) появилась статья профессора географического факультета А. Горкина о спектакле «Они знали Маяковского». Заметим, что, справедливости ради, следовало бы говорить о трех студенческих театральных коллективах, существовавших в одни и те же 1950–1960-е годы3.

Сцена из спектакля «Клоп». В роли продавца пуговиц — Андрей Степанов, ныне — ст. н. с. Института точной механики и вычислительной техники им. С.А. Лебедева РАН
Немного из истории творческих коллективов Московского университета той поры. Театральный коллектив на улице Герцена существовал и до прихода в него в 1958 г. артиста Театра юного зрителя Ролана Быкова (но именно при нем получил официальный статус театра). В до- и послевоенный период со студентами работали артисты МХАТа К.М. Бабанин и Н.Ф. Титушин, режиссеры С.Л. Штейн и Ю.В. Катин-Ярцев, И.К. Липский.

С открытием комплекса зданий на Ленинских горах при Доме культуры возникла своя театральная студия, результатом деятельности которой в 1955 г. стал поставленный к 200-летнему юбилею университета спектакль по пьесе В.А. Катаняна «Они знали Маяковского» в постановке режиссера Н.В. Петрова. Добавим, что, по воспоминаниям очевидцев, студенту химфака Ю. Овчинникову, успешно сыгравшему роль Маяковского, предлагали актерскую карьеру, но тот остался верен химии, став самым молодым в истории вице-президентом АН СССР.

В эти же 1955–1956-й годы Петровым был поставлен спектакль по искрометной комедии югославского драматурга Б. Нушича «Доктор философии». Последней постановкой Н.В. Петрова в МГУ был «Чудак» А.Н. Афиногенова в 1957 г., но спектакль прошел лишь два раза и был снят университетским парткомом из-за присутствовавшей в ней темы антисемитизма, для публичного обсуждения тогда закрытой. Примечательно, что впервые пьеса «Чудак» была поставлена в МХАТе-II в 1929 г., но по прошествии почти тридцати лет оказалась, по мнению свыше, несовременной.

Были свои театральные коллективы и на факультетах. Студенты мехмата создали свою студию, в 1956 году насчитывавшую около 50 человек. Постепенно к математикам присоединились студенты-физики и гуманитарии. Руководил студенческим театром А.И. Князев. Результатом его деятельности стал спектакль «Поэма о Человеке» по роману А.С. Макаренко «Педагогическая поэма». Постепенно этот коллектив слился с коллективом, руководимым Петровым.

Сцена из спектакля «Вечер Михаила Светлова». Надежда Попова (слева) — студентка биолого-почвенного факультета, Валерий Соболев (справа), в настоящее время — ст. н. с. географического факультета
А затем театр ДК на Ленгорах и коллектив на Герцена возглавлял целый ряд режиссеров-постановщиков. Как следствие — неровный выбор пьес для постановок, и, неизбежно, разный успех у зрителей — от слабой пьесы О.Н. Стукалова «Карточный домик» до философской пьесы А. Миллера.

В начале 1960 г. событием в культурной жизни как университета, так и Москвы в целом стала постановка в Доме культуры на Ленгорах спектакля по пьесе крупнейшего американского драматурга ХХ века Артура Миллера «Смерть коммивояжера», режиссер — Л.В. Варпаховский. Ученик В.Э. Мейерхольда, проведший в лагерях ГУЛАГа, а затем в магаданской ссылке 17 лет и после реабилитации работавший в Тбилисском и Киевском театрах, поставил спектакль, о котором не вспоминают даже исследователи творчества этого талантливого режиссера. (Не знал о данной постановке и сам драматург, сценическая судьба произведений которого в Советском Союзе была совсем не простой). Спектакль студенческого коллектива под музыку Д.Д. Шостаковича шел около года. Возможно, недолгая сценическая жизнь спектакля университетской студии (работу с которой Л.В. Варпаховский высоко оценивал, отмечая несомненные сценические способности исполнителей главных ролей — В. Карелина, И. Трутовской, Ю. Овчинникова и В. Харина) связана с непростой судьбой другого спектакля режиссера — «Глеб Космачев». Одновременно с работой со студенческим коллективом Варпаховский поставил в театре им. Ермоловой пьесу начинающего молодого драматурга М. Шатрова. Постановка была объявлена критикой «политически невыдержанной». Незаурядная личность Л.В. Варпаховского, как в творческом, так и в человеческом плане, оставила неизгладимый след в памяти бывших студийцев, и сегодня, по прошествии десятков лет, один из участников спектакля, исполнитель роли Говарда Вагнера В.А. Скворцов вспоминает сдержанно-интеллигентную манеру общения гениального режиссера, который отшлифовывал до совершенства роли самодеятельных артистов.

В следующем году театральная студия Дома культуры МГУ под руководством заслуженного артиста РСФСР И.Я. Кастреля осуществила постановку пьесы ирландского писателя Шона О’Кейси «Тень стрелка».

В 1963 г. театр снова вернулся к творчеству Маяковского — П.П. Васильев поставил пьесу «Клоп». В течение многих лет этот спектакль сохранялся в репертуаре театра. Актерам-любителям удались роли: Присыпкина талантливо сыграл аспирант механико-математического факультета Евгений Радкевич, Баяна — математик Валентин Скворцов, Розалию Ренесанс — биолог Эмма Пеккель, Зою Березкину — филолог Тамара Беликова, директора зоосада (и еще две роли — разносчика пуговиц и тапера) — математик Андрей Степанов. Спектакль на эсперанто показывали в 1966 и 1967 гг. во время гастролей в Венгрии и Польше. А в 1967 г. родилась новая редакция этой постановки, также встретившая теплый прием у зрителей.

Сцена из спектакля «Клоп». В роли Олега Баяна — Валентин Скворцов (слева), Присыпкин — Евгений Радкевич (справа) (ныне — профессора механико-математического факультета МГУ)
Дипломница ГИТИСа Ц. Мурусидзе, принимавшая участие в качестве режиссера в работе над «Клопом», поставила в 1965 г. с коллективом Дома культуры на Ленинских горах комедию В. Шекспира «Конец — делу венец».

Следующая яркая и, к сожалению, последняя страница студенческого коллектива на Ленинских горах открылась с приходом в театральную студию в 1967 году Петра Фоменко. На сцене ДК МГУ под его руководством был поставлен спектакль по литературному сценарию З. Паперного о замечательном советском поэте М. Светлове «Вечер Михаила Светлова». (Режиссеры спектакля — Н. Парилова и Л. Эйдлин, музыка — С. Никитина, в то время студента физфака.) На протяжении вечера перед зрителями разворачивалась литературно-музыкальная композиция, показывавшая жизнь поэта, его творчество: читались произведения Светлова, исполнялись песни на его стихи. На премьере 3 февраля 1968 г. присутствовали близкие друзья М. Светлова: И. Игин, Л. Брик, Л. Либединская, К. Симонов, Л. Утесов, после показа тепло отзывавшиеся о спектакле.

Но последующие работы Фоменко — «Носороги» по пьесе Э. Ионеско и «Татьянин день, или Руси есть веселие пити» по композиции Д. Урнова на основе произведений русских писателей (музыка Юлия Кима) — широкий зритель так и не увидит. В 1968 г. по указанию секретаря Московского горкома КПСС В.В. Гришина прервали и запретили репетиции «Носорогов». «Татьянину дню» повезло немного больше — прошло всего 18 спектаклей. Снят он был секретарем университетского парткома В.Н. Ягодкиным почти в одно время с закрытием студии «Наш дом» М. Розовского и идеологическими нападками на оркестр легкой музыки А. Кремера за использование в качестве сопровождения музыкальной сюиты текста Ю. Кима, участвовавшего в правозащитном движении. Показ «Татьяниного дня» 31 мая 1969 г. окажется последним в истории театрального коллектива на Ленгорах.

Сцена из спектакля «Доктор философии». В роли доктора Благого — Валентин Скворцов, справа — студентка мехмата Инга Дубович
Спустя годы в стенах университета возникли новые театральные коллективы: театр «МОСТ» (Московский открытый студенческий театр), считающий себя преемником студенческого театра на Моховой, и «СТМ» (Студенческие театральные мастерские). И пусть не обижаются руководители этих театральных коллективов — их история уже вписана в летопись Московского университета, но постановки и театра «МОСТ», и «СТМ» отличаются от постановок предшественников. Это подтверждается, например, пояснением творческого направления: «Театр “МОСТ” — это уже профессиональный театр, эстетика которого рождается из молодежной хореографии, авторской музыки молодых композиторов и работ молодых дизайнеров» (см.: most.theatre.ru). Конечно, у каждого времени свои пристрастия и свой выбор тех или иных постановок, но, согласитесь, уважаемые читатели, несмотря на условия времени и прочего, деятельность любительского (курсив мой — О.Г.) коллектива на Ленинских горах в 1950–1960-е годы заслуживает уважения и памяти.

Мл. н. с. исторического факультета О. Герасимова

P.S. Автор благодарит за интервью и предоставленные материалы из домашних архивов участников студии: И.С. Кузьмину (Трутовскую), В.А. Скворцова, В.М. Соболева, А.М. Степанова

1 В состав театральных коллективов входили студенты и выпускники не только Московского университета, но и МИИТа, МФТИ и других столичных вузов. Некоторые впоследствии связали свою жизнь с профессиональным театром.
2 Приходится констатировать почти полное отсутствие архивных материалов по истории Студенческого театра и закрытость некоторых фондов.
3 Существовал еще один творческий коллектив — Интернациональный театр МГУ под руководством М. Маршака, но он оставил не столь яркий след в театральной жизни университета, как вышеупомянутые студии.

Первая полоса

Редакторская колонка

Пресс-служба

Объявление

Страницы истории

Вести МГУ

По следам опубликованного

Студентка

Крупным планом

К 300-летию Ботанического сада МГУ

На пользу науке

Личное мнение

Узнаем университет

ФЛЮС

Университетская кухня

Новости Москвы

На главную страницу