№ 21 (4252)
июль 2008

Пресс-служба

«Умные полимеры» Алексея Ремовича Хохлова

Академик А.Р. Хохлов
Публичная лекция лауреата Государственной премии РФ 2008 года академика А.Р. Хохлова прошла 20 июня на физическом факультете. Алексей Ремович Хохлов — заведующий кафедрой физики полимеров и кристаллов, научную жизнь он посвятил теоретическим и прикладным исследованиям полимеров. Работы ученого послужили основой для многих важных практических изобретений, ему принадлежит создание износостойких биологически совместимых пластмасс, новых активных катализаторов, жидких полимеров, необходимых в нефтехимии и нефтедобыче.

«Умные полимеры» — так называлась лекция, собравшая самую большую аудиторию физфака — Центральную физическую. Эта аудитория, что особенно символично, носит имя отца академика, бывшего ректора МГУ и великого ученого Рема Викторовича Хохлова.

Полимеры — длинные линейные цепи, состоящие из большого числа одинаковых звеньев. Самые известные в быту полимеры — полиэтилен, пластмассы и т. д. Природные полимеры — это аминокислоты, сахара, белки и др.

Некоторые полимеры называют «умными», потому что они сами «решают», как им работать в определенных условиях. Например, «умное» стекло — это стекло, которое может менять степень пропускания солнечных лучей в зависимости от внешних факторов: если освещение сильное, то оно затемняется, если освещения мало, то оно остается полностью прозрачным. Одно из самых ярких и полезных применений полимеров относится к нефтедобывающей промышленности. Полимеры, закачанные в нефтяную скважину, водные слои блокируют, а нефтяные не блокируют, благодаря чему нефть свободно выходит на поверхность. Другой пример — полимеры, которые используются для целенаправленной доставки лекарств в организме. Лекарство, заключенное внутрь полимерной оболочки, начинает действовать только тогда, когда достигает определенного органа: полимерная система разбухает, и лекарство выделяется.

Однако самые умные полимеры — живые системы, они могут выполнять несравненно более сложные и разнообразные функции, чем любые системы, искусственно созданные человеком. И главная задача науки в этом направлении — изучить, как устроены биополимерные структуры в живых системах, и реализовать аналогичные типы самоорганизации для синтетических полимерных систем.

Марина Комарова, наш корр.

 

Математика и математики

Академик В.И. Арнольд
С утра 24 июня народ стекался в аудиторию 01 Главного здания МГУ, чтобы послушать лекцию лауреата Государственной премии Российской Федерации 2007 года в области науки и технологий академика Владимира Игоревича Арнольда «Наука математика и искусство математиков». По традиции таких значимых мероприятий, слово лектору предоставил ректор МГУ академик В.А. Садовничий.

Рассказ оказался интересен не только людям, чья жизнь посвящена математике, но и простому студенту. Лектор рассказывал об истории математики, об основных этапах ее развития, а также поведал немало занимательных фактов из своей жизни.

Началась лекция с определения науки, которой была посвящена: «Слово “математика” означает “точное знание”. Если математик открыл, что дважды два — четыре (а это было великое открытие, даже если он сделал его, “считая окурки”, как говорил Маяковский), то этот ответ никогда не изменится».

Оказывается, что в Советском Союзе на такую неэкспериментальную науку, как математика, выделялось в год меньше одной десятой стоимости танка, при этом наша математическая школа была и остается одной из самых сильных в мире. Да и ни танков (тех, с которыми сравнивались стоимости математических исследований), ни самолетов, ни компьютеров, ни спутников без математики не было бы. Математики же доказали, что точный прогноз погоды на месяц вперед невозможен, так как даже малое изменение начальных условий приведет к другому движению воздушных масс, атмосферных фронтов, ураганов.

В.И. Арнольд акцентировал внимание на том, что математика вся состоит из простых и фундаментальных фактов, таких как (a + b)2 = a2 + 2ab + b2, только желающие повысить свой авторитет специалисты всегда скрывают их простоту, окружая математические достижения ореолом непознаваемости.

Многие факты математики навсегда связаны с именами ученых, которые были отнюдь не первооткрывателями их. Так, знаменитую «теорему Пифагора» открыл и доказал отнюдь не Пифагор. Доказательство было опубликовано халдеями в Вавилоне за много лет до Пифагора. Забавный факт: при переводе одной из статей В.И. Арнольда некое авторитетное американское издание перевело и самый известный пример теоремы Пифагора 32 + 42 = 52 как 32+42=52.

Другой пример — это так называемые римановые поверхности, которые называются римановыми потому, «что их теорию построили до Римана Абель и Якоби. Но Ньютон знал их на сотню лет раньше».

Рассказывал В.И. Арнольд о своих беседах с Папой Римским Иоанном Павлом II. Ученый провел в Ватикане несколько недель во время Конгресса Ватиканской академии наук, членом которой ему предлагали стать. Он отказался, сославшись на сожжение Ватиканом Джордано Бруно. Папа во время их бесед объяснил, что Джордано Бруно, в отличие от Галилея (напомним, что Галилей был осужден за теологическое утверждение, будто гелиоцентрическая картина мира «не противоречат Священному Писанию», но был реабилитирован; современный Ватикан признал не гелиоцентрическое описание мира, а лишь то, что оно «не противоречит» Священному Писанию), был осужден за то, что заявил, будто «наукой доказана множественность обитаемых миров». Бруно считал, что некоторые из них достигли более высокого уровня развития своей цивилизации, чем мы, и уже посылают нам сигналы, «к которым нужно только прислушаться». «Откройте мне хоть одну внеземную цивилизацию — и я сразу реабилитирую Джордано Бруно!» — сказал Папа академику. Из этих бесед ученый сделал вывод, что Иоанн Павел II был прогрессивно мыслящим человеком.

В.И. Арнольд рассказал и много других интересных историй. Неудивительно, что лекция вызвала овации в зале. В заключение В.А. Садовничий поздравил ученого с получением премии имени Жуньжунь Шоу — Shaw Prize–2008 (премия присуждена академикам РАН В.И. Арнольду из московского и Л.Д. Фадееву из петербургского отделений Математического института РАН имени Стеклова). Эту премию также называют «Нобелевской премией Востока» или азиатской «Нобелевкой».

Премия была учреждена гонконгским медиа-магнатом в ноябре 2002 года. Ежегодно обладателями премии становятся ученые, внесшие важный вклад в астрономию, математические науки, науки о жизни и медицину. К настоящему времени обладателями премии стали 26 ученых. В.И. Арнольд и Л.Д. Фадеев — первые россияне, получившие эту награду.

Помимо денежной премии лауреаты получают медаль. На ее лицевой стороне изображен портрет сэра Жуньжунь Шоу, на оборотной — указана область науки, год присуждения, имя лауреата, а в верхней правой части выдавлены иероглифы со словами китайского мудреца : «Познайте закон природы и научитесь его использовать».

Виктория Назарова, наш корр.

 

Практика или теория?

На биологическом факультете 17 июня прошло очередное заседание комиссии по биоэтике. На нем присутствовали сотрудники факультета госуправления, биофака МГУ и МГПУ. Собрание было посвящено программам, имитирующим вскрытие животных: рассматривалась возможность замены такими «пособиями» реальных вскрытий.

Вначале заведующий кафедрой зоологии позвоночных, профессор МГУ, доктор наук Л.П. Корзун рассказал участникам о достижениях науки в развитии этих программ и провел виртуальное вскрытие лягушки. Зрители смогли детально посмотреть этапы операции, строение тела позвоночного и его физиологию. Затем присутствующим было показано записанное на пленку реальное вскрытие мыши. Леонид Петрович высказал предположение, что использование компьютерных «учебников» позволит снизить травматизм и смертность животных во время практикумов.

После просмотра записей председатель комиссии — профессор кафедры зоологии беспозвоночных Н.Н. Марфенин вынес на обсуждение комитета два вопроса: нужно ли применять в учебной практике такие программы; если да, то можно ли заменять ими реальные вскрытия. Все собравшиеся на первый вопрос ответили утвердительно, подтвердив ценность компьютерных «пособий» для обучения студентов и отметив их преимущества по сравнению с учебниками (большая наглядность, возможность посмотреть физиологию систем и органов животных).

Второй вопрос оказался более спорным. Профессор кафедры зоологии и экологии МГПУ В.М. Галушин высказал мнение, что реальное вскрытие можно заменить виртуальным в обучении студентов на непрофильных факультетах, например, биологов в пединституте. Профессор объяснил это тем, что учителю биологии не понадобится в его дальнейшей деятельности опыт вскрытия животных, ему достаточно посмотреть, как оно проводится, с помощью компьютерных программ. В.М. Галушин возразил против демонстрации записанного на пленку настоящего вскрытия, т. к. с его точки зрения, по ощущениям оно мало отличается от реального и не соответствует биоэтическим принципам.

Заведующий кафедрой управления природными ресурсами ФГУ, доктор биологических наук Д.Н. Кавтарадзе сказал, что исключение практики невозможно для таких вузов, как МГУ, которые готовят ученых-исследователей, потому что она стимулирует интерес к познанию. По его мнению, программы могут быть лишь связующим звеном на этапе обучения студентов от атласа до практики, но никак не заменой последней. Свои утверждения доктор наук аргументировал, ссылаясь на психологов. Практическая работа вызывает определенные переживания — у людей появляется интерес исследователя, шанс открыть что-то новое. Просмотр программы не вызывает таких эмоций — соответственно, то, что показывали, для человека будет чуждо, он получит знания, но не познания, что не одно и то же, как объяснил присутствующим Д.Н. Кавтарадзе.

Профессор кафедры зоологии позвоночных МГУ Б.Д. Васильев поддержал коллегу. Он категорично заявил, что речи о том, чтобы одно заменить другим, просто не может быть. Профессор заметил, что фильмы, программы не концентрируют внимания студентов, тогда как практическая работа вызывает интерес. Также, по мнению Б.Д. Васильева, каждый специалист должен знать больше своей области, и если, например, к биохимику обратятся с просьбой определить ядовитость змеи, он должен это сделать. Профессор подчеркнул, что практика и программы — не одно и то же, сравнив последние с цитатами, заимствуя которые, мы берем как достоинства мыслей автора, так и их недостатки.

Н.Н. Марфенин как председатель комиссии подвел итог обсуждения, примирив своими словами оппонентов. Он согласился с тем, что использовать программы, имитирующие вскрытия животных, можно и нужно в обучении студентов, и заметил, что эти программы еще в развитии и нацелены на будущее. Пока они заменить реальную практику не могут, но, вероятно, когда-то их доведут до совершенства, и такая замена станет возможна.

Надежда Попова, наш корр.

Первая полоса

Твоя жизнь, студент!

Актуальное интервью

Новости ректората

Пресс-служба

Вести МГУ

Память

Знакомство

Спортивный мир

Юбилей

Будем знакомы

Всем, всем, всем!

Другие берега

Конференции

Мир науки

Новости Москвы

"01"

На главную страницу