№ 21 (4252)
июль 2008

Дочь Маяковского — гость ФИЯР

Е.В. Маяковская
(Хелен-Патриция Томпсон)
В конце апреля по приглашению декана факультета иностранных языков и регионоведения С.В. Тер-Минасовой у нас гостила дочь Владимира Маяковского — Елена Владимировна Маяковская, или Хелен-Патриция Томпсон.

У доктора философии Хэлен-Патриции Томпсон есть имя в научных кругах Соединенных Штатов: по образованию она психолог в области семейных отношений, читает лекции в Lehman Collage и университетах Нью-Йорка. Хелен-Патриция — автор десятков статей и книг, а еще ее частенько называют «влиятельной феминисткой»: «Bringing Feminism Home», «In Bed with Procruster (Feminism Flirtation with Patriarchy)» — хорошо известные публикации. Однако при знакомстве она предпочитает представляться как “дочь Владимира Маяковского, Елена Владимировна”. Высокий лоб, крупный удлиненный овал лица, волевой подбородок и твердо очерченный рот. С первого взгляда вы мгновенно заметите ее удивительное сходство с портретом Владимира Маяковского. Русский перевод ее книги «Маяковский на Манхэттене, история любви» мгновенно разошелся в Нью-Йорке — уже в пожилые годы она доверила бумаге историю, услышанную от своей матери, Елизаветы Зильберт, о ее романе с поэтом.

Елена Владимировна встречалась с отцом, Владимиром Маяковским, только один раз, когда он приезжал к ним в Ниццу осенью 1928 года; ей тогда было всего два года. И только в 1991 году, когда Патриции было шестьдесят пять, она, наконец, дала интервью корреспонденту советского журнала «Эхо планеты» и раскрыла свое инкогнито. Тогда она сказала: «Меня не существует, меня нет в российской истории, я вырванная страница официальной биографии поэта. Но ведь я есть, американская дочка Маяковского, посмотрите на меня…»

Всем желающим пообщаться с дочерью поэта не хватило места
Познакомиться с Е.В. Маяковской, побывать на ее лекциях, просто поговорить с ней — удача, счастливый лотерейный билет, выпавший нам. Ее встречи со студентами, преподавателями, сотрудниками факультета иностранных языков и регионоведения состоялись 23 и 24 апреля: «A Contemporary Perspective on Daily Life», «The Versemaker’s Daughter: A Philosopher of Daily Life» — заявленные темы лекций.

С самого раннего утра 23 апреля на факультете собралось много народу, работала съемочная группа ТВЦ. Декан нашего факультета, заслуженный профессор МГУ, президент Национального объединения преподавателей английского языка в России С.Г. Тер-Минасова представила гостью собравшимся. На встрече Е.В. Маяковская говорила о поэзии, о великом российском поэте — Владимире Маяковском, «о Родине, о славе, о любви» так ярко и эмоционально, с такой страстью и пафосом (в хорошем смысле этого слова), что было удивительно наблюдать настоящее чудо генетики: это была истинная дочь Агитатора, Горлана, Главаря. Ее выступление произвело огромный эффект на аудиторию. Любовь к родине своего отца, критическая оценка ситуации в США, надежды на улучшение отношений, на дружбу и сотрудничество двух великих стран и народов, вера в Россию, гордость за нее, искреннее восхищение ею — все это было очень важно и нужно нашим студентам, выросшим в обстановке непрерывного разоблачения наших пороков в СМИ и абсолютного игнорирования наших достоинств. Этот страстный и убедительный «голос оттуда» открыл сердца для любви к Родине, и бурные овации студенческой аудитории, вставшей в едином порыве, — тому свидетельство. Телерепортаж о встрече, подготовленный съемочной группой ТВЦ, вечером того же дня транслировали по телевидению.

На вторую, общую лекцию, состоявшуюся 24 апреля, были приглашены все желающие студенты и сотрудники Московского государственного университета. Хелен-Патрицию Томпсон приветствовал проректор МГУ Н.В. Семин. На встрече царила та же атмосфера внимания, взаимопонимания и любви. После лекции выстроилась очередь желающих получить автограф дочери Маяковского. Елена Владимировна каждому из них подписывала личное, именное пожелание.

Посещение квартиры-музея В.В. Маяковского на Лубянке, встреча в «Библио-Глобусе» с поклонниками творчества поэта, экскурсия в Новодевичий монастырь в сопровождении студентов, теплый прием на факультете… Обо всем этом с благодарностью вспоминает Елена Владимировна в письме, отправленном декану факультета С.Г. Тер-Минасовой.

В июле будет отмечаться 115-летие Владимира Маяковского. Возможно, мы снова встретимся с Хелен-Патрицией Томпсон, «американской дочерью» русского поэта.

Пресс-служба ФИЯР

 

«Если в фильме есть хотя бы 4 хорошие сцены, это достойный фильм»

В.А. Садовничий и К.Г. Шахназаров
В рамках цикла творческих вечеров «Ректор Московского университета приглашает...» 29 мая состоялась встреча с известным режиссером, генеральным директором киноконцерна «Мосфильм» К.Г. Шахназаровым. Это событие вызвало большой интерес: зрительный зал был полон.

Фильмы Карена Шахназарова в представлении не нуждаются. Это такие знаковые для своей эпохи картины, как «Курьер» и «Город Зеро», «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх». В 2007 году режиссер снял фильм «Исчезнувшая империя», премьера которого состоялась 14 февраля 2008 года. Эту ленту зрители и увидели по окончании встречи.

А открыл встречу ректор Московского университета В.А. Садовничий. Он отметил, что в рамках творческих вечеров теперь проходят и кинопоказы, и выразил уверенность в том, что будут новые встречи и новые фильмы. Затем В.А. Садовничий передал слово своему знаменитому гостю.

Карен Шахназаров поблагодарил ректора за приглашение и всех присутствующих за то, что они пришли на этот вечер. Режиссер сказал, что очень рад этому кинопросмотру, и активно поддержал идею организации новых кинопоказов в МГУ. По его словам, учась во ВГИКе, он завидовал студентам Московского университета.

Карен Шахназаров рассказал о новом фильме и ответил на вопросы зрителей. «“Исчезнувшая империя” — это картина в какой-то степени о моей молодости и, возможно, о молодости многих присутствующих в зале, — сказал кинорежиссер. — Мы пытались понять взаимосвязь между простыми вещами и глобальными процессами, которые, как кажется, очень далеки от нашей жизни, но на самом деле тесно с ней связаны».

Эта лента — о студентах, молодость которых пришлась на семидесятые годы. «Исчезнувшая империя» реконструирует московскую действительность эпохи Брежнева. Причем эта реконструкция играет далеко не вспомогательную роль: она необычайно важна в фильме и является одной из «скреп» сюжетных линий ленты. В рассказе о молодежи 1970-х уделено внимание разным событиям повседневной жизни, в которой есть и кутежи, и путешествия, и влюбленность, и разлука. Молодость семидесятников — героев «Исчезнувшей империи» — уходила вместе с эпохой. В одном из эпизодов в конце ленты случайно встречаются два бывших друга, один из которых предал другого. Встреча происходит спустя 30 лет после рассказанных событий; тот, кого предали, уже не держит зла на предателя, хотя в разговоре с ним сух и сдержан; они рассказывают о своей жизни, делятся впечатлениями. Этот эпизод — важное звено в раскрытии связи героев с эпохой, которая совпала по времени с их молодостью. В каком-то смысле они остались в 1970-х.

Главное действующее лицо в этом фильме — даже не отдельные персонажи, а некая квинтэссенция десятилетия, запечатленная на экране так, как ее видят авторы картины. «Исчезнувшая империя» — интересная лента, интригующая динамикой и в то же время заставляющая задуматься.

Карен Шахназаров во время встречи процитировал высказывание Федерико Феллини: «Если в фильме есть хотя бы четыре хорошие сцены, это достойный фильм». «Исчезнувшая империя» — уж точно фильм достойный.

Илья Родин, наш корр.

Первая полоса

Твоя жизнь, студент!

Актуальное интервью

Новости ректората

Пресс-служба

Вести МГУ

Память

Знакомство

Спортивный мир

Юбилей

Будем знакомы

Всем, всем, всем!

Другие берега

Конференции

Мир науки

Новости Москвы

"01"

На главную страницу