№32 (4263) |
Образование Презентация проекта «Школа дистанционного образования МГУ»На экспозиции Школы дистанционного образования МГУ был представлен весь спектр возможностей дистанционного обучения и результаты внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс МГУ. Были продемонстрированы основные площадки дистанционного обучения в МГУ: — Созданная на базе факультета дополнительного образования МГУ при поддержке национального проекта «Формирование системы инновационного образования в МГУ имени М.В.Ломоносова» информационная среда дистанционного обучения (ИСДО) МГУ — комплекс организационной, коммуникационной и информационной систем для обеспечения и управления образовательными процессами в системе дистанционного обучения МГУ. ИСДО МГУ является самостоятельной разработкой Московского университета, она создана как сочетание системы управления процессом обучения и системы управления учебным контентом и занимает верхний, наиболее сложный уровень в иерархии систем дистанционного обучения, базируясь на современных методах разработки баз данных большого объема. — Центр дистанционного обучения Научного парка МГУ, на базе которого реализуется большинство дистанционных программ МГУ. — Центр дистанционного обучения СУНЦ МГУ, физического, химического факультетов, факультета иностранных языков и регионоведения МГУ и др.
Доступ к информации осуществлялся посредством общеуниверситетского интернет-портала «Школа дистанционного образования МГУ» www.distance.msu.ru. Посетители выставки смогли получить тестовый доступ к некоторым дистанционным учебным курсам, в том числе пройти тестирование в режиме online. Для этого в работе экспозиции участвовали и проводили консультации шесть факультетов МГУ, занятых в проекте. Факультет дополнительного образования представил следующие учебные программы: — Дистанционный специальный курс для школьников старших классов, студентов и аспирантов «Графы Гротендика. Детские рисунки» — специальный курс по математической дисциплине, находящейся на стыке алгебры и топологии. Курс позволяет ознакомиться с современными аспектами развития алгебры, топологии, комплексного анализа, погрузиться с нуля в интересную научную проблему, находящуюся в эпицентре современных исследований, получить и решить собственную научную задачу. — Научно-образовательную программу «Малая академия МГУ имени М.В.Ломоносова». Основная цель функционирования Малой академии — развитие интереса у детей и молодежи к деятельности в сфере науки и высоких технологий, а также подготовка к последующему обучению в МГУ или вузах соответствующего профиля. — Образовательную программу для школьников «Тригонометрия». — Программу повышения квалификации «Математика и информатика для гуманитарных специальностей» (программа для преподавателей высшей математики в вузах гуманитарного профиля, реализующая комплексный подход к преподаванию различных математических дисциплин). Основная цель программы — заменить стереотипное представление о математике как о скучной дисциплине, которую невозможно понять, а можно только выучить, на целостную, замкнутую и логичную картину математического мира.
По предмету «Тригонометрия» было организовано тестирование школьников. Каждому участнику выдавался сладкий приз и брошюра с информацией о курсе. Всего за время работы выставки тестирование прошли около 50 школьников. Специализированный учебно-научный центр Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова — Школа имени А.Н. Колмогорова (СУНЦ МГУ) — показал разработанные своими преподавателями дистанционные учебные курсы для старшеклассников на базе материала, изучаемого учащимися СУНЦ МГУ: — дистанционные курсы для поступающих в СУНЦ МГУ по физике и математике; — тренировочный экзамен для поступающих в СУНЦ МГУ по физике и математике; — курс обучения русскому языку для абитуриентов вузов «Веди». Посетители экспозиции (учащиеся старших классов школ, абитуриенты СУНЦ МГУ) имели возможность пройти тестирование по физике, математике и русскому языку. Всего за время работы выставки были протестированы около 500 человек. Также в рамках экспозиции Школы дистанционного образования МГУ на выставке проходила запись участников Первой Всероссийской интернет-олимпиады СУНЦ МГУ по точным и естественным наукам. Основными целями и задачами олимпиады являются выявление и развитие у учащихся творческих способностей и интереса к изучению математики, физики, химии и биологии, а также создание условий для интеллектуального развития одаренных детей и содействие им в профессиональной ориентации и продолжении образования. За время работы выставки зарегистрировались и стали участниками олимпиады 73 человека.
Химический факультет МГУ представил дистанционные курсы для абитуриентов по химии, физике, а также проекты по внедрению технологий дистанционного обучения в преподавание общей химии, неорганической химии, английского языка. Для знакомства с материалами курса на время проведения Фестиваля науки был открыт гостевой доступ: — дистанционные курсы подготовки абитуриентов (http://vle.chem.msu.ru); — программа сетевых контрольных мероприятий по курсу общей и неорганической химии для нехимических специальностей (http://do.chem.msu.su/rus/do/); — дистанционное тестирование по английскому языку для первокурсников (http://do.chem.msu.ru/rus/english/); — проект по неорганической химии (http://do.chem.msu.ru/rus/inorganic/). Во время работы выставки гостям экспозиции предлагалось пройти тестирование «Знаешь ли ты химию?». Свои знания проверили около 50 человек. Широко представил свои проекты в сфере дистанционного обучения факультет иностранных языков и регионоведения МГУ (ФИЯР МГУ). Центр дистанционного обучения ФИЯР МГУ и кафедра лингвистики и информационных технологий занимаются дидактической стороной использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации, стараясь сбалансированно сочетать теорию и практику. В настоящее время на факультете созданы и ведутся дистанционные подготовительные курсы по английскому и русскому языкам, по русской литературе XIX–XX веков и истории Отечества для абитуриентов, дистанционные курсы по деловому письму, общему и деловому английскому. Для повышения квалификации преподавателей английского языка предлагается курс по методике, основанный на новейших разработках в этой области. Используются различные компьютерные технологии и социальные сервисы Интернета. География слушателей дистанционных курсов очень широка, она охватывает практически все регионы России, ближнее и дальнее зарубежье. С 2003 г. ФИЯР участвует в международных образовательных проектах, в которых используются интернет-технологии и, в частности, видеоконференции. «Global Understanding» — проект, включающий 20 университетов мира, — направлен на обучение межкультурной коммуникации, на изучение особенностей различных культур, на воспитание толерантности в общении с их представителями. МГУ является одним из учредителей Ассоциации глобального партнерства в образовании (Global Partners in Education) и активно участвует в проекте. «Russian Culture via Films» — еще один проект с использованием технологии видеоконференции, в котором принимают участие ФИЯР МГУ и Университет штата Пенсильвания, США. Проводятся методические семинары в рамках повышения квалификации для преподавателей иностранного языка региональных вузов (в них заняты представилели Томского государственного университета, Новосибирского государственного технического университета, Пермского государственного технического университета). Для их проведения используются интернет-технологии, включая видеоконференции. Начато академическое сотрудничество с Университетом штата Квинсленд, Австралия. Первого октября для студентов ФИЯР и Квинсленда состоялась видеолекция через Интернет ведущего профессора-лингвиста Рональда Сассекса «Особенности австралийского варианта английского языка». Планируется ответная лекция об англицизмах в русском языке. Регулярно организуются всероссийские онлайновые олимпиады по английскому языку для студентов. Все эти проекты были представлены на стенде ФИЯР МГУ на Фестивале науки в рамках презентации Школы дистанционного образования МГУ. А желающим была предоставлена возможность пройти грамматический online тест на знание английского языка. В тестировании приняли участие около 100 человек. В рамках экспозиции Школы дистанционного образования МГУ на выставке III Фестиваля науки продемонстрировали свои дистанционные курсы обучения физический факультет МГУ (физика и математика для абитуриентов, английский язык для физиков, параллельное программирование для ресурсоемких задач численного моделирования в физике, Labview-базовый курс), факультет ВМК МГУ (физика и математика для абитуриентов), а также Подготовительное отделение МГУ (дистанционные подготовительные курсы для проживающих в отдаленных регионах России, воинских гарнизонах и закрытых территориальных образованиях). Большой интерес посетителей привлекла информация о работе Лаборатории мультимедийных технологий биологического факультета МГУ, результатом которой стал созданный по авторской методике цикл видеолекций. Впервые на экспозиции Школы дистанционного образования МГУ был представлен проект «Антиплагиат в МГУ», который в настоящее время готовится к реализации. Система предполагает уникальные возможности по выявлению скопированных из Интернета фрагментов текста в рефератах, курсовых и дипломных работах. В разработке системы, которая ведется с весны 2005 года, участвуют выпускники и аспиранты кафедры математических методов прогнозирования факультета ВМК МГУ. На интернет-сайте системы открыта возможность проверить, есть ли в документе заимствования. Во время работы выставки экспозицию Школы дистанционного образования МГУ посетило более тысячи человек, при этом было роздано более 2 000 экземпляров информационных листовок и брошюр, что еще раз подтверждает общественный интерес и высокий спрос на дистанционную форму обучения в МГУ. А.В. Михалев, |
|||||||