№ 19 (4124)
май 2005

Питомцы университета

Микроскоп, подаривший интересную жизнь

Казалось бы, судьба всех героев этой рубрики складывается примерно одинаково: детство (в котором уже закладывается выбор будущей специальности) – школа с углубленным изучением этого предмета – золотая медаль – МГУ – кафедра – научные исследования, конференции, публикации – красный диплом – аспирантура – успешная защита – престижное звание молодого специалиста Московского университета МГУ.

Не стала исключением и моя сегодняшняя собеседница, питомица географического факультета МГУ, молодой ученый Вероника Алексеева.

Не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Вероника покорила меня не только внушительным списком своих научных работ и конференций, в которых она принимала участие, но и своей красотой, открытостью, необыкновенным уютом, который она создала в комнате общежития. И фразой, очень хорошо характеризующей эту девушку: «Как у меня со спортом? Да так себе, кандидат в мастера спорта по художественной гимнастике и неплохо плаваю…»

Впрочем, обо всем по порядку.

– Вероника, расскажи о своей семье. Повлияла ли она на тебя в плане науки?
– Да, конечно. Мои мама и папа – геологи по образованию (оба учились в Питерском университете, там и познакомились). По распределению были направлены в г. Пущино – биологический центр РАН, мне тогда было 2 года. Сейчас оба они – кандидаты наук, старшие научные сотрудники Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН, занимаются проблемами минералогии и геохимии почв.
А вообще, наша семья – династия геологов с широкой географией: ведь кроме родителей, с геологией был связан дедушка (главный геолог Северо-Кавказского рудоуправления г. Лермонтова Ставропольского края и в течение 15 лет – главный геолог в совместном советско-германском акционерном обществе «Висмут»), дядя (старший геофизик Восточно-Чукотской геологоразведочной экспедиции), а также две тети.

– Вот это да!
– Да, мое детство – это первые книги о дальних путешествиях – подарки бабушки – энциклопедических знаний человека, цветовода и натуралиста, и дедушки-летчика; это научные исследования и летние экспедиции родителей, во время которых я жила у бабушек и лазила по горам Закарпатья и Северного Кавказа; рассказы и коллекции горных пород и минералов, празднование Дня геолога в лесу каждый год.

– Но ведь ты закончила географический факультет?
– Да, захотела хоть чем-то отличаться… Но все равно моя специализация очень близка к родительским исследованиям. Гены! Сейчас я – кандидат географических наук, младший научный сотрудник кафедры геоморфологии и палеогеографии географического факультета МГУ.

– Расскажи поподробнее о своих исследованиях. Кто твой научный руководитель?
– Мой научный руководитель – заслуженный профессор МГУ, доктор географических наук, академик РАЕН, лауреат Ломоносовской премии за педагогическую работу Юрий Гаврилович Симонов. Уникальный человек во всех отношениях, участник Великой Отечественной войны. Литолого-минералогическому анализу меня обучала сотрудник нашей кафедры, кандидат географических наук Эмма Георгиевна Ананьева.
Что касается научных интересов, то тема моей кандидатской диссертации – «Микроморфология поверхности кварцевых зерен как индикатор условий формирования ледникового рельефа (на примере бассейна р. Протвы в среднем ее течении)».
Микроморфологический анализ поверхности песчаных зерен прочно вошел в практику литолого-минералогических исследований как один из методов восстановления условий осадконакопления. Он имеет более чем вековую историю и подразумевает изучение формы и поверхности песчаных зерен. Метод основан на представлении о том, что, сохраняя свойства, унаследованные от минералов коренных пород, зерна терригенных минералов приобретают черты, обусловленные свойствами тех сред, в которых происходит их перенос и накопление. Процесс преобразования поверхности зерен идет постепенно, и в процессе накопления отложений она уже несет на себе новые элементы, соответствующие обстановке седиментации. Таким образом, географические условия, в которых происходит образование отложений, так или иначе, находят свое отражение в вещественных особенностях осадка. Кварц может быть хорошим индикатором условий осадкообразования, что определяется его свойствами: химический состав и кристаллическое строение предопределяют устойчивость зерен кварца к процессам выветривания и, следовательно, этот минерал имеет широкое распространение в отложениях разного генезиса и возраста; с другой стороны, кварц лучше других минералов реагирует своей формой на физико-географическую обстановку благодаря отсутствию спайности.
В результате многочисленных исследований зарубежных и российских ученых поверхности зерен кварца и других минералов с помощью электронных микроскопов были показаны особенности микроморфологии поверхности песчаных зерен из современных и древних элювиальных, ледниковых, эоловых, аллювиальных, морских осадков, почв и лессов из разных районов мира. Описано и классифицировано множество элементов поверхности, образованных в результате деятельности механических и химических процессов и соответствующих различным обстановкам осадконакопления.
В настоящее время наиболее подробно разработана та часть минералогического анализа обломочных частиц, которая связана с определением терригенно-питающих провинций (областей, откуда поступает обломочный материал). Из поля внимания практически выпал другой, не менее важный аспект палеогеографического анализа – выявление путей, по которым отдельные обломки попадают в ту или иную толщу. Например, на основании полученного аналитического материала можно говорить, что при изучении условий морфолитогенеза, протекающего в обстановках покровного оледенения, наряду с терригенно-питающими провинциями следует выделять терригенно-питающие агенты – группы процессов, ответственных за перенос отдельных частиц и их доставку в тот поток наносов, из которых формируется генетический тип осадка как единое целое.
В своей работе я провела микроморфологический анализ поверхности кварцевых зерен с использованием растровой электронной микроскопии (с очень высоким увеличением в сотни и тысячи раз) для уточнения условий осадконакопления в бассейне р. Протвы в центральной части Русской равнины, где находится учебный и научный полигон географического факультета МГУ – наше известнейшее Сатино. Изучены кварцевые зерна фракции среднего песка (0.25–0.5 мм) из образцов среднеплейстоценовых аллювиальных, ледниковых, водно-ледниковых и озерных отложений. Было установлено, что в строении изученных отложений принимают участие кварцевые зерна трех основных типов с чертами: 1) ледникового; 2) водного; и 3) эолового переноса. Отложения разных генетических типов отличаются по соотношению зерен выделенных микроморфологических групп. Соотношения элювиальной (морозно-ледниковой), водной и эоловой составляющих закономерно изменяются при изменении климатических условий: в теплых условиях растет доля флювиальной компоненты, в холодных – эоловой.

– Где ты работала над диссертацией?
– Подготавливала образцы для анализа в лабораториях университета и в институте у родителей. Основную же часть аналитической работы, а также работы с опубликованной литературой (в основном, зарубежной) я провела в Университете Ланкастера, в Великобритании, где жила в общей сложности полгода, выиграв грант INTAS для молодых специалистов.

– Я знаю, что ты не только «двигаешь науку», но и преподаешь, работаешь в ректорате…
– Да, с этого учебного года я работаю в организационном отделе Управления делами и административной политики МГУ. Что касается преподавания, я веду практические занятия и семинары по курсу «Общая геоморфология с основами геологии» для студентов 1 курса географического факультета. Также совместно с другими преподавателями читаю лекции по курсу «Палеогеографические методы исследований» для студентов 4 курса нашей кафедры. Собираюсь написать учебное пособие по микроморфологии поверхности песчаных зерен для данного лекционного курса. То есть пытаюсь совмещать научную, преподавательскую и административную деятельность.

– Как же ты все успеваешь? Где черпаешь силы?
– Сама не знаю (смеется). Стараюсь больше общаться с друзьями, учу итальянский язык, летом часто езжу на археологические раскопки.

– Что дал тебе Московский университет и, в частности, географический факультет?
– Ой, очень многое. Я не могу сказать, что абсолютно все, поскольку большую роль в жизни каждого играет еще семья и друзья. Но я очень счастлива, что училась, а теперь еще и работаю – в МГУ. Это большая честь и гордость. Что касается географического факультета, то учеба здесь – это лучшее время в жизни каждого географа. Нам преподают интересные и неординарные люди, большую часть своей жизни проводящие в экспедициях в различных уголках нашей необъятной страны и зарубежом. Полевые практики и экспедиции учат нас человечности и терпимости, учат приспосабливаться к некоторым неудобствам, спокойно и с юмором выходить из сложных ситуаций. Мои лучшие друзья – это те, с кем мы вместе работали «в поле» – географы и археологи. Я бы хотела процитировать Г. Васильева и А. Иващенко, авторов мюзикла «Норд-Ост» и заслуженных выпускников географического факультета МГУ: «Общегеографическое образование должно быть общеобязательным!»

– Вероника, если сейчас подвести некие итоги, чего ты уже добилась, и какие цели впереди?
– Мною опубликовано более 20 научных работ, среди которых 4 статьи в российских научных реферируемых журналах и 3 – в иностранных. Также я выступала с докладами на престижных международных конференциях, среди которых – V Международная конференция по геоморфологии в Токио (Япония), Объединенная ассамблея EGS-AGU-EUG в Ницце (Франция), 32-й Международный геологический конгресс во Флоренции (Италия). Сейчас стараюсь не прекращать исследований ни на один день. В нашей лаборатории есть новый оптический микроскоп фирмы «Carl Zeiss», приобретенный в рамках германского кредита. С его помощью мы совместно с сотрудниками кафедры гляциологии и криологии начали работу по изучению морфологии частиц алевритовой размерности (0.05–0.01 мм) для определения путей их образования в отложениях разного генезиса.
В жизненном плане у меня прекрасная семья, друзья, работа, любимая собака. А вообще я считаю, что главное призвание женщины – семья. Когда встречу своего единственного, думаю, что наука не станет преградой к созданию домашнего очага и рождению детей.

Мы еще долго разговариваем с Вероникой, пьем вкусный чай (у нее их целая коллекция), обсуждаем модные книжки, новые фильмы и женские журналы (да, Вероника находит время и на них) и прощаемся за полночь.

Я ухожу писать статью; Вероника, наверняка, тоже садится за компьютер. Ведь уже давно понятно: если хочешь чего-то добиться – работай!

Полина Долина, наш корр.

Первая полоса

Вести МГУ

Пресс-служба

Повестка дня

Поздравляем

Питомцы университета

Университетские диалоги

Будни и праздники университета

Другие берега

Твоя жизнь, студент

Взгляд на мир

Мнение

Новости науки

Спорт

Студентка

Новости Москвы

ФЛЮС

На главную страницу