№ 27 (4132)
июль 2005

Мир творчества

Смех и слезы в стиле ретро, или Выпускной спектакль студентов IV курса факультета искусств

Шестнадцатого июня двор Дома Якоби, в котором ныне располагается факультет искусств, заполнили оживленно разговаривающие люди. Со стороны праздничная приподнятость собравшихся напоминала состояние зрителей, ожидающих начала спектакля в фойе театра. Так оно и было. В тот вечер здесь рождался театр.

Смотреть пришли спектакль по пьесе Жана Кокто «Священные чудовища» в постановке молодого режиссера Щукинского училища В.В. Мошарова. Нужно сказать, что пьеса эта чрезвычайно редко становится предметом сценического воплощения. Сложность ее заключена в той особой стилевой неустойчивости, которая требует при постановке филигранного ощущения постоянных переходов от смеха к слезам и наоборот. Мелодраматическая ситуация борьбы двух женщин-актрис за одного мужчину – ведущего актера Комеди Франсез – окрашена у автора в иронические и даже гротесковые тона. Множество эмоциональных переходов и постоянная необходимость то сгущать, то приостанавливать темпо-ритм действия сильно осложняет задачу постановщика, взявшего на себя смелость обратиться к драматургии Кокто.

В.В. Мошаров выбрал путь интерпретации текста исходя из его внутренней логики. И, что называется, попал в точку. Рассматривая динамику движения каждой сцены и действий каждого из персонажей, он сумел не только добиться от актеров глубокого проникновения в образы, но и заставил пьесу засветиться изнутри собственным светом. Спектакль получился одновременно и смешным, и пронзительно грустным. С ощущением ностальгии по уходящему времени великих актеров и чувством тепла от сознания того, что любящие сердца соединились. Актуальная история в стиле ретро, где радость и грусть танцуют на лезвии театрального кинжала под чувственные песни Эдит Пиаф.

Главной удачей работы режиссера можно назвать создание хорошего актерского ансамбля, в котором, однако, легко рассмотреть индивидуальность и природу сценического дарования каждого из исполнителей. Татьяна Начарова, исполнявшая роль Эстер, немолодой примы Комеди Франсез, – актриса с богатой внутренней эмоциональностью, умеющая тонко передать грани и полутона своей душевной жизни. Кажется, ей немного не хватает внешней оформленности, ясности проявления чувств, но кто знает, возможно, более яркая подача такого образа, как образ Эстер, совершенно стерла бы те оттенки эмоциональных переживаний, которые так хорошо удалось передать Т. Начаровой. Актерская фактурность, искусное владение телом и голосом делают Кристину Клименко идеальной исполнительницей роли Лиан. Органика движения от восторженной девочки в первом акте до стервозной обольстительницы в третьем доказывает, что у актрисы имеется богатый арсенал выразительных средств, точное использование которых дает ей на площадке живость и непосредственность существования. Особого внимания заслуживает Татьяна Тимакова в роли Шарлотты, актрисы и подруги Эстер. Тимакову отличает смелое использование разнообразных театральных форм, острая характерность в исполнении, умение захватывать и удерживать внимание публики. Ее особыми качествами можно также назвать подвижную эмоциональность, яркий сценический темперамент и выразительную подачу комедийных ситуаций. Уморительная костюмерша Люлю в исполнении Ольги Кирилловой подкупает абсолютной внутренней оправданностью гротескового персонажа. Скупо отобранные краски в подаче образа, игра глазами, шаркающая походка, угловатая пластика – вот те приемы, которые позволяют создать из молоденькой выпускницы забавную старую костюмершу.

Студенты младших курсов, помогавшие в создании спектакля, также сумели почувствовать сложную стилистику постановки. Роман Щерба в роли диктора показал яркие возможности владения голосом и хорошее чувство персонажа, а Афина Матару, исполнявшая роль мамы Шарлотты, – способности к реализации на сцене ролей комедийного, гротескового плана.

Умелое решение небольшого сценического пространства, точная выверенность мизансцен вкупе с живым партнерским взаимодействием у исполнителей создали на сцене атмосферу подлинной жизни, куда помимо своей воли втягивался и зритель, смеявшийся и плакавший вместе с актерами. Это был настоящий праздник, праздник искусств, победа факультета, сумевшего объединить их в форме профессионального театрального зрелища, достойного быть показанным на любой сценической площадке Москвы.

На факультете искусств не готовят профессиональных актеров или профессиональных художников. Студенты изучают здесь все искусства одновременно, в одинаковом объеме. И 16 июня первый выпуск показал всю состоятельность избранной на факультете концепции образования. Выпускники оказались не только способными к выполнению тех высокохудожественных задач, которые поставил перед ними режиссер, но и достойными самого серьезного критического разбора, применяемого к актерам любого из театров столицы. И это несомненная заслуга декана факультета профессора А.П. Лободанова, пригласившего для работы со студентами специалистов из ведущих театральных вузов: Щукинского (В.В. Мошаров, Л.А. Башинская), Щепкинского (В.А. Коняев, В.А. Софронов) училищ и ГИТИСа (Ч.Г. Моисеев).

Остается только надеяться, что в дальнейшем мы будем свидетелями не меньших успехов и что выпускники факультета еще не раз подарят своим зрителям подобный праздник, где есть место и горечи, и радости, и трогательной «театральной сентиментальности», и оптимистичной легкости в поиске выхода из хитросплетений жизненной философии.

Ольга Холодилина, бакалавр изящных искусств

Первая полоса

Вести МГУ

Мир науки

Повестка дня

Пресс-служба

60-летию ВОВ

Конкурсы, гранты, стипендии

Конференции

Знаменательное событие

Память

Образование

Дела профсоюзные

Наши выпускники

Мир творчества

Новости науки

Мнение

Хочу все знать

Студентка

Новости Москвы

Флюс

На главную страницу