№ 15 (4164)
апрель 2006

К 300-летию Ботанического сада МГУ

Исторические вехи

В 2006 г. исполняется 300 лет Ботаническому саду Московского университета

Доуниверситетский период
Ботанический сад Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова — старейшее ботаническое научное учреждение России. Он возник на базе Московского аптекарского огорода, заложенного в 1706 г. по указу российского императора Петра I. Из истории Аптекарского приказа известно, что в начале XVIII в. в Москве существовало 4 государственных аптекарских огорода. Один из них первоначально находился при аптеке Гостиного двора; в 1706 г. он был перенесен на Большую Мещанскую улицу («за Сухаревой башней»). Основой для создания коллекций Московского аптекарского огорода послужили также растения из дворцового Измайловского сада.

Территория, отведенная под аптекарский огород, располагалась на глухой окраине Москвы, где начинались сплошные болота и леса. В краткой записке о Ботаническом саде Московского университета, поданной А. Фишером в Правление Московского университета, было написано следующее: «Московский университетский Ботанический сад впервые рассажен был в царствование императора Петра I с целью воспитания лекарственных растений и принадлежал тогда медицинской коллегии, во владении которой, при всех последующих ее преобразованиях, оставался до приобретения оного для Московского университета. Поныне еще показывают в нем несколько хвойных дерев (пихту, ель, сосну), будто Августейшими руками или, по крайней мере, под непосредственным наблюдением Петра Великого насажденных для научения граждан в их различии».

В Московском аптекарском огороде обучали в течение 6 лет аптекарских учеников и помощников аптекарей фармацевтическому делу и прививали им практические навыки. Преподаватели должны были «их учить и к работе употреблять как при рецептуре и нарядах, так и в лаборатории по усмотрению своему под смотрением провизоров». В первой четверти XVIII в. во главе огорода не было профессионального ботаника; им руководили преимущественно немецкие садовники, интересы которых были весьма далеки от данного предмета. Первым ботаником в истории Московского аптекарского огорода был приглашенный на эту должность из Лейпцига в 1735 г. Траугот Гербер (1709–1742). Т. Гербер учился в Лейпцигском университете, где в 1735 г. защитил диссертацию на степень доктора медицины. В штатах «Огорода», кроме двух помощников директора, состоял один немецкий огородник, один гезель-огородник (подмастерье, или младший садовник), 15 работников и 6 учеников. Т. Гербер развил бурную деятельность по пополнению коллекций «Огорода», следил за посадками и посевами, наладил оранжерейное хозяйство, занимался приготовлением лекарственных препаратов. В целом, при нем, несомненно, на базе Московского аптекарского огорода развивалась медицинская ботаника.

Т. Гербер с увлечением занимался сбором дикорастущих лекарственных растений, составлял гербарий местной флоры. Ему принадлежит первая рукопись «Московской флоры» — «Flora moscuensis continens circa moscuam sponte nascentes et quae exotica coluntur» (1736 г.). Т. Гербер руководил медико-ботаническими экспедициями, организуемыми для сбора гербария, травы, корней и семян дикорастущих видов для аптек, а также для посадок и посевов в саду. Экспедиции направлялись не только в окрестности Москвы, но и в другие районы страны. Результаты их отражены еще в двух рукописных сочинениях Т. Гербера — «Волжская флора» (1739 г.) и «Донская флора» (1742 г.). Этими работами Т. Гербера было положено начало одному из ставших позже традиционным для Ботанического сада исследований — изучению флоры и растительности Европейской России.

В 1741 г. должность доктора-ботаника в саду была сокращена. Садом в течение последующих 45 лет управляли садовники, огородники, провизоры, не занимавшиеся ботаникой. Отметим лишь, что в 1761 г. в Московском аптекарском огороде работал доктор медицины И. Лерхе, отстроивший в нем новую оранжерею взамен пришедшей в негодность.

В 1786 г. должность директора доктора-ботаника была восстановлена; на нее был приглашен доктор медицины, философии и права Фридрих Христиан Стефан, который одновременно занял должность профессора химии и ботаники в Медико-хирургическом училище. Здесь он читал теоретические курсы, а практические занятия проводились в саду. Ф.Х. Стефан, как и Т. Гербер, вел интенсивные флористические исследования. Им написан ряд ботанических работ, в том числе первая напечатанная «Московская флора» — «Enumeratio stirpium agri Mosquensis» (1792 г.), содержащая перечень 860 видов растений с указанием местообитаний, времени цветения и, изредка, местонахождений.

Остро ощущая необходимость более значительных финансовых вложений для поддержания и развития Ботанического сада, Ф.Х. Стефан предпринял энергичные усилия для присоединения Московского аптекарского огорода к Медико-хирургическому училищу (бывшей Медицинской школе). 14 февраля 1796 г. решением Государственной Медицинской Коллегии сад, «издавна заведенный для ботанических трав, так называемый ныне аптекарский сад, за Сухаревою башнею находящийся», в 1798 г. был присоединен к училищу, а затем и к Московской медико-хирургической академии, образованной из Медико-хирургического училища. Директором сада по-прежнему оставался Ф.Х. Стефан. Как и Т. Гербер, Ф.Х. Стефан придавал большое значение пополнению коллекций сада. Благодаря его усилиям в сад поступила значительная часть растений из богатейшего сада П.А. Демидова.

В 1804 г. Московская медико-хирургическая академия переехала в Петербург, вместе с ней уехал и Ф.Х. Стефан. В 1805 г. Московский аптекарский огород был приобретен Московским университетом. За столетний доуниверситетский период своей истории Московский аптекарский огород превратился из вспомогательного учреждения, в котором в первые годы разводили только лекарственные растения для аптек и госпиталей, в ботанический сад с богатыми и разнообразными коллекциями. Он охватил первый — натуралистический период в истории отечественной ботаники, заметный след в котором оставили Т. Гербер и Ф.Х. Стефан.

Университетский сад. От Гофмана до Горожанкина (1805–1873)
Из летописи Московского университета (т. 1: 1755–1952): «1805. Апрель, 1. Университет приобрел у Медико-хирургической академии основанный Петром I в 1706 г. «Аптекарский огород» на Большой Мещанской ул. (ныне просп. Мира) за 11 тыс. рублей для заведения там университетского Ботанического сада. Директором сада назначен профессор ботаники Г.Ф. Гофман».

В полном собрании законов Российской империи (1830) имеется доклад министра народного просвещения «О заведении Ботанического сада при Московском университете», представленный 1 апреля 1805 г. Александру I на утверждение. В нем было сказано: «Московский университет, имея необходимую надобность в устроении для себя Ботанического сада, нашел к сему удобным таковой сад прежде бывшей в Москве Медико-хирургической академии, который со всеми его строениями оценен в 11 000 рублей. Но как университет, имея, кроме того, много других потребностей, не может уплатить означенные деньги из ежегодной суммы, по штату ему отпускаемой, то дабы оный без продолжения времени мог воспользоваться сим, столько нужным для него заведением, я беру смелость испрашивать Высочайшего повеления о заплате упомянутых денег из капитала, на учебную часть определенного». Царь утвердил представление, начертав «Быть по сему».

Первым директором нового университетского Ботанического сада стал известный ботаник, систематик растений, лихенолог и медик, профессор Эрлангенского и Геттингенского университетов Германии Георг-Франц (Григорий Федорович) Гофман. «Нового» потому, что при университете ранее, в 1785 г., уже был организован Ботанический сад, размещенный на Моховой (ныне Б. Никитской) улице и входивший в состав философского факультета. Он был уничтожен во время пожара в Москве в 1812 г. Таким образом, короткое время в университете было два Ботанических сада.

Г.-Ф. Гофман одновременно руководил кафедрой ботаники (с 1804 г.), а затем и Ботсадом (с 1805 по 1826 гг.). Он привел сад в цветущее состояние. В его коллекциях насчитывалось 3 528 видов растений, которые выращивались в открытом грунте и оранжереях. В 1808 г. Г.-Ф. Гофман издал первый каталог растений Ботанического сада — «Hortus botanicus mosquensis» — с планом садовых насаждений и со списком растений. Одновременно он продолжил свои научные изыскания, в частности, вел флористические исследования в окрестностях Москвы. В летописи Московского университета записано: «1808. Июль-Август. Экспедиции профессоров Московского университета Ч.Ф. Гольдбаха, Г.-Ф. Гофмана, Г.И. Фишера фон Вальдгейма, предпринятые по инициативе попечителя А.К. Разумовского для исследования флоры, фауны, почв и геодезических изменений Московской губернии. Экспедиции были продолжены в 1809 г.».

Сад тогда испытывал большие материальные затруднения, поскольку университет мог выделять на его содержание очень небольшие средства. В поисках средств Ботанический сад был готов пойти на сдачу в аренду части своей земельной площади. В письме попечителя Московского университета П.И. Голенищева-Кутузова, представленного 12 сентября 1810 г. министру народного просвещения графу Разумовскому, читаем: «Господин ректор донес мне, что за находящееся близ нашего сада порожное место огородники предлагают по 400 рублей найма в год и согласны оное нанять на четыре года; поелику же ныне оное место никакой университету пользы не приносит, а токмо г. профессор Гофман пользуется сниманием с сего места немалым количеством сена, то мне казалось бы полезнее отдать сие место огородникам и получать с него доход, тем паче, что к обработанию оного для Ботанического сада мы способов не имеем и что сие стоить будет очень дорого. Не смея однакож приступить к сему, не ведая о том Ваших мыслей, предаю сие г. ректора предложение на рассмотрение Вашего Сиятельства, ожидая на то Вашего разрешения…» В 1812 г. во время пожара в Москве большая часть оранжерей сада была разрушена, погибли насаждения, сгорела большая часть построек, а вместе с ними — библиотека и рукописи Гофмана. Уцелел только жилой дом, который был построен Гофманом, где жил он сам и после него все директора Ботанического сада. Сохранилась и часть гербарных коллекций, которая была вывезена из Москвы в Нижний Новгород и хранилась здесь в 1812–1813 гг. в здании мужской гимназии (ныне находится в Гербарии МГУ им. Д.П. Сырейщикова). По возвращении в Москву в 1814 г. Г. Гофман с новой энергией восстанавливает кафедру и Ботанический сад. Материальное положение сада в этот период было столь тяжелым, что часть его территории (около 4 га) была продана под постройки частным лицам. Интересны и другие стороны жизни сада, зафиксированные в летописи университета:

«1819. Февраль, 26. Ректором Московского университета избран профессор А.А. Прокопович-Антонский. На должность ректора А.А. Прокопович-Антонский избирался три срока подряд в 1819–1826 гг. За этот период университетом были приобретены ценнейшие минералогические коллекции, Ботанический сад пополнился многими видами растений (некоторые из них сохранились в оранжереях до нашего времени), открылась университетская аптека».

«1823. Февраль, 21. Московский университет приобрел у профессора Г.Ф. Гофмана гербарий, состоящий из 12 тыс. растений, за 7 000 рублей».

«1823. Июль, 4. На торжественном собрании университета с речами выступили М.Г. Павлов — “О побудительных причинах совершенствовать сельское хозяйство в России…” и профессор Г.Ф. Гофман — “О ботанических садах в Российской империи” (на лат. яз.)».

«В течение 1824 года… университетский Ботанический сад приобрел часть коллекции живых растений из ботанического сада графа А.К. Разумовского в Горенках».

«История Ботанического сада с этого времени есть в сущности история московской „описательной” ботаники, которая зародилась в Ботаническом саду и имела в нем свою научно-исследовательскую и научно-педагогическую базу», — писал в 1940 г. К.И. Мейер. Оценивая научный вклад Г.-Ф. Гофмана в систематику растений, лидер отечественной ботаники чл.-корр. РАН Р.В. Камелин отмечает: «Г. Гофман, как известно, был одним из отцов лихенологии, но наиболее важным его систематическим сочинением считается “Genera plantarum Umbelliferarum” (2 различных издания: 1814 и 1816 гг.). Именно в нем он проявил себя тончайшим систематиком, глубоко проникнувшим в суть сложнейшей группы зонтичных. И это семейство — традиционный объект русской систематики».

В последующие годы директорами сада были сотрудники кафедры ботаники, как правило, возглавлявшие при этом и кафедру: М.А. Максимович (1826–1834), А.Г. Фишер фон Вальдгейм (1834–1865), Н.Н. Кауфман (1865–1870), И.Д. Чистяков (1870–1874), И.Н. Горожанкин (1873–1902), М.И. Голенкин (1902–1930), Г.Г. Треспе (1930–1932), М.С. Навашин (1934–1937), К.И. Мейер (1940–1948). Большинство из них, будучи директорами Ботанического сада, одновременно возглавляли кафедру ботаники (с 1918 г. — кафедру высших растений). Обширные коллекции сада позволяли осуществлять комплексные исследования как ботанического, так и более широкого биологического профиля. Каждый из названных ботаников оставил заметный след в отечественной науке.

Директор Ботанического сада профессор В.С. Новиков

Продолжение следует

Первая полоса

Вести МГУ

Лекторий МГУ

Поздравляем

Конкурсы, гранты, стипендии

Юридическая помощь

Мнение

К 300-летию Ботанического сада МГУ

У нас в гостях газета

На пользу науке

Университетская кухня

Крупным планом

Опрос недели

Будем знакомы

Студентка

Новости науки

Новости Москвы

В Культурном центре МГУ

Размышления, максимы, афоризмы

На главную страницу