№ 16 (4165)
апрель 2006

Конкурс „Студент-корреспондент”

Любимые и удивительные

Любимый преподаватель — определение нечеткое и довольно субъективное. Что скрывается под эпитетом «любимый»? За что мы любим человека? За его расположение к нам, за образованность, за общение на равных (стоит заметить — удел немногих), за доброту, своевременную критику, юмор… Пожалуй, уважение, а как впоследствии выясняется — любовь, вызывает наличие «стержня», отсутствие противоборства идей, мыслей и чувств. Индивидуальность и цельность человека вызывает трепетные положительные эмоции.

Пожалуй, любой курс лекций может стать для студента своеобразным праздником, если он читается на едином дыхании увлеченным лектором и цельным человеком. Поразмыслив, можно отнести к этой категории почти всех преподавателей (мнение, безусловно, субъективно, т. к. я слушала курсы далеко не всех специалистов мира…), но почему-то на одних лекциях засыпаешь, на других — заворожено слушаешь даже не слишком интересующий тебя предмет. Крылатые выражения преподавателей, юмор, заставляющие задуматься фразы — все это, казалось бы, должно отвлекать от основной тематики, но играет роль капли цветной краски в стакане дистиллированной воды, делая разноцветно-притягивающим бесцветное содержимое (студент же часто не понимает или скорее не хочет понимать значимость того или иного курса, утонув в многоликости мирских наслаждений и собственных «важных» дел). В результате, какой же стакан выберет любопытный студент — бесцветный или?..

Если вдуматься, вслушаться во многие «непредметные» высказывания лекторов, можно многое понять и даже несколько изменить собственные, как любому молодому человеку всегда кажется, неприкосновенные и сформировавшиеся взгляды, жизненные позиции. «Система простая, но придумали американцы, а не мы, мы же уже усложняли»; «Япония — капиталистическая страна. Поэтому они прикроют эту всю науку, если она не будет давать верных прогнозов»; «Мы очень богатые люди. Если сложить наши доходы и доходы Абрамовича и разделить (сколько нас?) на 18, получится — очень неплохо живем!». Народно-политическую направленность продолжает и комментарий к 5-ой статье Гражданского кодекса («Получать согласие на распространение в СМИ сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей»): «Ни в одной стране мира, кроме нашей, не будут показывать номера машин, называть имена пострадавших».

Добавим ко всему выше процитированному на первый взгляд безобидные фразы — «после того, как прошло „победоносное шествие демократии” из 72 станций (постов) на Каспии осталось 3»; «посмотрите на карту, что вы видите? Исконно русская земля — Карибское море»; «…под влиянием великого нашего спасателя Шойгу»; «поляки нам устроили „козью морду” за то, что серные отходы Беларуси текли на их территорию. Пришлось все это развернуть, чтобы текло к нам». Невольно задумываешься глубже о и без того настораживающем положении России. Но, вспомнив «смотреть и видеть — это разница», «для того, чтобы видеть, надо знать», «улыбчивый, сильный, настоящий!» (о Человеке), «мы отличаемся деталями, которые надо изучать…», понимаешь, насколько безгранична душа и индивидуален российский менталитет.

Уместный юмор — способность далеко не любого человека. Именно этим качеством порою обезоруживают лекторы, невольно вынуждая «влюбляться» в свой предмет. Студенты — те же дети, только менее податливые и более проблемные. А что нравится детям? Цветные картинки и образы — они надолго и без особых усилий задерживаются в памяти.

«Таким образом, образуется булыжниковая (валунная) мостовая… Просто наклонная Красная площадь»; «вряд ли вы можете заподозрить на какой-нибудь глухой горной реке геологическое хулиганство»; «опорожнение поймы — сход воды с поймы. И это официально принятый термин»; «не так, конечно, чтобы пробурили и фонтан нефти — умывайся»; «но как составить выборку? Она должна быть составлена, учитывая тип рельефа, условия и т. д. Иначе мы получим среднюю температуру больного по больнице… включая морг»; «оливин — островной силикат; там от тетраэдра до тетраэдра на тройке горьковской скакать»; «коэффициентик у него жалкий 0,3. Это из серии — „на троих сообразим”».

Личностный фактор преподавателя, его взгляды и опыт не являются расслабляющим агентом, напротив, все это заинтересовывает и учит не только конкретной области науки. «Подарки надо готовить себе самим. Подготовить, и когда уже совсем скверное настроение, ОП! А тут подарок»; «в маршруте надо быть рассеянно-сосредоточенным. Такая, знаете, нирвана»; «это все реклама. Привлечь внимание людей улыбаться — очень хорошая реклама, по-моему» (мнение по поводу предвыборной акции «Не голосуйте, потому что „Яблоко” спеклось»); «я не знаю, как вы, но я нормальный. Это, по-моему, естественное желание: сделать меньше, а получить больше. Я имею в виду зарплату»; «акт обучения присутствует, а акта психологической травмы нет» (о факте сообщения студенту об автомате на экзамене); «Ксения, значит, чужая и Алла — чужая. Думать надо, когда детей называешь»; «выборы: каждый отдельный против, но все вместе — за».

Заставляет задуматься, не так ли? Как известно, улыбаясь, человек способен быстрее и плодотворнее работать, анализировать материал, генерировать новые идеи.

Достойна восхищения и довольно редкая способность самокритики преподавателя. Ничего удивительного, что так называемое «нестеснение самого себя» приходит, как опыт, с годами… «Вы подумаете, мне — 80 лет. В этом возрасте шарики начинают вращаться медленнее»; «страшилки разные бывают, но я такая страшилка, что будь здоров»; «была долгое время мечта, как выяснилось, идиотская»; «я в том возрасте, что уже не раздражаюсь, а печалюсь». Открытость преподавателя аудитории, общение с еще несмышлеными студентами на равных, пожалуй, заключительное («не последнее, а заключительное» — фраза, для многих ставшая крылатой) неотъемлемое качество любимого преподавателя. Хотя зачастую в глубине души любой лектор поражается: «Что за поколение?! Ужас! И что из них выйдет?!». Но это, как говорится, уже совсем другая история.

Спасибо нашим любимым преподавателям, учащим не только науке, жизни, но и искусству улыбаться!

«Так, чтоб оживились — мы ЗАКАНЧИВАЕМ. Это ПОСЛЕДНИЙ вопрос: вопросы есть?».

Улыбайтесь!


Если честно, я хотела бы извиниться перед цитируемыми мною людьми (хотя в силу ряда причин авторы фраз не указаны). Кто-то, уверена, возмутится, как можно из серьезных, подчас профессиональных курсов выносить (на всеобщий суд — тем сильнее моя ответственность) ТАКИЕ мысли?! Буду откровенна: за три года обучения я пропустила максимум 20 лекций; таких людей называют «ботаниками», «заучками», кто-то просто относит их к категории зануд. Поначалу меня элементарно мучила совесть за пропуски, позже мне стали интересны конкретные курсы (хотя некоторое время спустя я поняла, что основы можно поднять по книгам и статьям), но у любого человека с детства остро развита потребность удивляться. Именно это «удивление» я и получала в вышеописанных способностях преподавателей (не говоря уже о неоспоримо нужных знаниях и спорных положениях, которые они пытаются донести до студентов, а это особо УДИВИТЕЛЬНО, учитывая российские условия существования деятелей науки). Спасибо вам, любимые учителя, что вы делитесь своими знаниями, предположениями, опытом и… собой!

Надя Пупышева,
студентка географического факультета

 

Делаем мультики!

Что может быть веселее и забавнее мультфильмов! Помните, с каким нетерпение вы слушали Хрюшу и Степашку: ведь они дарили всем детям страны драгоценные минуты мультфильмов! «Варежка», «Ну, погоди!», «Веселая карусель», «Приключения Мюнхаузена», «Винни-Пух» и «Карлсон» и сейчас могут посоревноваться за призовое место в рейтинге с самыми популярными телепередачами! Да, прокат пополняется новыми и новыми работами современных аниматоров. Но отечественные мультфильмы не уступают западным. Наиболее популярными за последнее время стали мультипликационные фильмы «Князь Владимир» режиссера Юрия Кулакова и «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» Ильи Максимова. Эти работы запоминаются зрителям не только анимационными эффектами, голосами известных актеров и задорными песенками, но и подлинностью исторического сюжета.

Гораздо большее распространение анимация получила на просторах Интернета. Сеть каждый день пополняется сотнями новых рисованных историй и комиксов. Более того, по всему миру проходит огромное количество конкурсов и фестивалей, в которых принимают участие как профессионалы, так и начинающие художники и аниматоры.

Так, только в феврале этого года состоялись: ежегодный фестиваль Берлинале (Berlinale) в Германии, Открытый российский фестиваль анимационного кино в Суздале и международные анимационные фестивали в Тегеране и Брюсселе.

А 26 февраля открылся фестиваль «КомМиссия–2006», в рамках которого пройдет конкурс рисованных историй. Участниками могут стать как профессионалы, так и любители. Конкурсные работы будут размещены на сайте www.kommissia.ru, а победители обязательно будут премированы. Выставки пройдут с 27 апреля по 14 мая в Центре современного искусства М’ARS. Важной составляющей фестиваля станут лекции и мастер-классы российских и иностранных профессионалов.

А для того, чтобы принять участие в этом фестивале, срочно принимайтесь за работу! Рисуйте мультики!

Для начала, конечно, необходимо тщательно продумать сюжет. И хорошо, если бы муза снисходила на вас как можно чаще и продуктивнее (помните мультик «Фильм-фильм-фильм»?!). Не бойтесь открывать уже готовые работы: всегда полезно разобраться, как делается тот или иной элемент. Наверняка, вы найдете и недочеты. Но известно, что лучше учиться на чужих ошибках, чем культивировать свои.

Следующей ступенькой рождения вашего собственного мультфильма должен стать «тайминг» («timing») — понятие, не имеющее аналога в русском языке, но описывающее расчет движения во времени и пространстве, с помощью которого оживают герои: начинают говорить, танцевать и даже кривляться. Для большей убедительности мультипликационное движение должно быть несколько преувеличенным, карикатурным, потому что натуральное выглядит в анимации вялым и безжизненным. «Внимательно всматривайтесь в каждое движение, убирайте из него второстепенное, а оставшееся преувеличивайте до предела», — советует один из крупнейших теоретиков и практиков мировой анимации Джон Халас.

Что произойдет с предметом, когда на него воздействуют определенные силы? Чтобы ответить на этот важный для аниматора вопрос, необходимо учитывать законы движения Ньютона. Но не пугайтесь! Словесную их формулировку знать совершенно не обязательно. Достаточно просто понимать законы и уметь их видеть: ни один предмет не застывает сразу после движения — если ваша любимая чаша упала на пол, то осколки от нее должны еще разлететься по всей кухне.

Кроме физики, начинающий аниматор должен владеть и основами геометрии. Для того чтобы, например, ваш персонаж задорно выхаживал из глубины, необходимо предварительно составить перспективную решетку, которая поможет рассчитать пропорции фигурки и размах шага.

А настроение и характер оживающего героя передадут не только мимика и жесты, но даже пейзаж, движение камеры и особенно звуки. Кстати, этап синхронизации звука и изображения может стать самым коварным. В отличие от кинофильмов, в мультфильмах сперва записывается звук, а только потом к нему подгоняется изображение, а особенно, артикуляция героев. Очень важно связать действия персонажа с тем, что он говорит: если у вас герой-хитрюга, у него должны быть маленькие быстрые глазки. И не забудьте следить за тем, чтобы положение его рта соответствовало произносимым звукам.

Для начала вы можете потренироваться рисовать разные движения героев на краях страниц маленьких блокнотиков. А на сайте вам предложат изобразить персонаж и на каждом новом слое обрисовывать его, дополняя картинку новыми элементами. После чего вы сможете просмотреть свое творение, сохранить его на просторах Интернета и даже отправить друзьям по электронной почте.

Сегодня, в век распространения компьютерных мультфильмов, их герои все чаще рождаются с помощью программ «3D StudioMAX» или «Flash MX». Но используемые в них законы мультипликации не изменились со времен Диснея. И не так важно, как вы нарисовали своего первого мультяшного героя — карандашом в тетрадке или специальной ручкой на графическом планшете. Если вы рисуете мультики, значит, вы вкладываете в них свою душу, потому что «анимация» — от слова «душа».

Евгения Кондакова,
студентка социологического факультета

Первая полоса

Редакторская колонка

Вести МГУ

Пресс-служба

Неравнодушный взгляд

Юридическая помощь

Конкурс «Студент-корреспондент»

К 300-летию Ботанического сада МГУ

Твоя жизнь, студент

На пользу науке

Поэты МГУ

Крупным планом

Опрос недели

Студентка

Новости науки

Новости Москвы

Размышления, максимы, афоризмы

На главную страницу