№ 32 (4181)
октябрь 2006

Рубрику ведет
Надежда Пупышева

Новый закон современности

Работающий студент — феномен постсоциалистического общества. Кто-то не без печальной улыбки согласится с этим, кто-то выразит категорическое несогласие. Но, как известно, правд много, а истина одна. Стоит, наверное, хотя бы попытаться приблизиться к ней…
Жить в современных условиях рынка при таких темпах инфляции, которые мы отмечаем, становится все сложнее, чем в «старые добрые советские времена» (по словам людей более старшего поколения). Об этом свидетельствует и статистика: доля работающих студентов, особенно старших курсов, сейчас в несколько раз выше, чем в советский период. Работа зачастую является вынужденной занятостью: «покупательная способность стипендии» упала во много раз, а «кушать хочется всегда». Тем не менее, у молодых, еще недипломированных, специалистов появилась реальная возможность выбирать, которая просто отсутствовала в случае государственного распределения выпускников вузов по местам работы.
Любые существенные изменения — это данность времени. Но стоит заметить, что это касается не только принципов и целей работы, но и сферы приложения труда: в постсоветское время резко сократилось количество студентов, работающих в науке, промышленности, но возросло во всех областях торговли, в различных видах и формах маркетинговой деятельности, в сфере рекламных и компьютерных услуг.
Не стоит забывать, что процесс получения высшего образования должен быть первостепенен. В связи с этим встают следующие вопросы: каков работающий студент как работник и каков работающий студент как студент?..


1. Работаете ли вы в данный момент, если да, то каковы были основные критерии выбора работы?
2. Работающий студент — это вынужденное явление или/и обычный факт современности?
3. Требования работодателя: завышены или приемлемы?
4. Работа по специальности — это мечта или реальная возможность?
5. На ваш взгляд, работа является помехой учебе или приятным сочетанием того и другого?
6. Отмечаются ли какие-либо «поблажки» со стороны преподавателей по отношению к работающему студенту?
7. Каковы основные проблемы при устройстве на работу?
8. Трудовая книжка — хороший задел на будущее или необязательный документ?

1. Если иметь в виду работу за зарплату, то нет. Работал на втором курсе курьером. Тогда было просто интересно попробовать — что значит работа. Невероятные чувства при получении первой зарплаты…
2. Есть студенты, которые из бедных семей и для которых работа — необходимость, потому что, если говорить про большие города, жизнь сейчас очень даже недешевая.
Если брать студентов технических или гуманитарных специальностей, то, на мой взгляд, грех не устроиться работать уже на третьем курсе. Ведь занятий все меньше, а свободного времени все больше, и устроиться достаточно легко. К тому же, например, программистов или экономистов сейчас очень много, поэтому приходится строить карьеру как можно раньше, чтобы зарекомендовать себя. Есть, конечно, и студенты, у которых вроде бы и семья обеспеченная, однако надоедает зависеть от родителей.
3. Если разговор идет про студентов, то требований как таковых и нет. Аккуратность, обучаемость — это стандарт. Хотя, конечно, по собственному опыту поиска работы знаю, что достаточно часто встречается требование не быть студентом дневного отделения. Это обидно.
4. Ничего нереального нет. Однако тут опять нужно учитывать специфику своей специальности. Например, естественникам очень трудно найти более-менее достойную работу в своей области до окончания обучения. Поэтому, на мой взгляд, в данном случае лучше сначала работать на себя (статьи, участие в конференциях и т. п.), а уже потом твое имя будет работать на тебя.
5. Как известно, первые два года обучения надо работать на свою зачетку, а после — зачетка начинает работать на тебя. А вот уже потом, будучи «старичком» и понимая, что и как влияет на обучение, следует искать работу. Деньги не бывают лишними.
6. Будь я на месте преподавателя, не проявлял бы. И не замечал такого за ними. Ведь если человек решает получать высшее образование, то задача преподавателя — помочь ему. А работа уже является личным делом студента, и никто не имеет права вмешиваться. Решил учиться — будь добр, учись. Все остальное — твои проблемы.
7. Прежде всего, сам поиск работы. На самом деле, вакансий существует просто умопомрачительное количество, и в этом огромном стоге сена очень трудно отыскать иголку. У приезжих в столицу существует большая проблема с регистрацией или гражданством, а некоторые компании вообще не берут немосквичей. Даже людям из Подмосковья (дальнего) трудно найти работу в Москве.
Также существует известная практика принятия на должность без договора (трудовой книжки). В таких местах зарплата выдается в конвертах. Поэтому она может оказаться меньше, чем должно быть на самом деле.
8. На мой взгляд, трудовая книжка сейчас играет достаточно небольшую роль. Но, если уж таковая имеется, то в этом помимо плюсов есть и минусы. Например, если вас уволили. Сейчас весь опыт работы можно описать в собственном резюме, взять, если уж понадобится, справку с бывшей работы. Все равно умения и навыки буду сразу заметны после того, как человек приступит к новой работе.
4 курс, факультет биоинженерии и биоинформатики

1. Поступив на четвертый курс, я начала осознавать, что учеба постепенно отходит на второй план. Это стало происходить, прежде всего, в связи с тем, что занятий стало меньше, преподаватели сменили жесткий контроль над посещаемостью лекций и ответами на семинарах на политику «спасибо, что пришел хоть кто-то!». Кроме того, с течением времени неожиданно появляются все новые и новые финансовые потребности, которые уже не в силах покрыть средства, выделяемые родителями. Поэтому в данный момент я нахожусь в поиске работы. Так как я понимаю, что опыта у меня практически нет, то делаю упор, прежде всего, не на должность (ищу работу в нескольких сферах — менеджмент, маркетинг, банковские услуги), а на график с неполным рабочим днем и более-менее достойную оплату труда.
2. Около половины моих друзей 3–4 курса работают, причем нередко полный рабочий день. Конечно, не стоит говорить о размере выплачиваемой стипендии. Поэтому, если московская жизнь, полная искушений, поглотила «бедного-голодного» студента, скорее всего, он пойдет работать. Если, конечно, его родители не олигархи, способные кормить и одевать его до старости. Более того, многие студенты ищут в работе способ реализации своих талантов, которые, возможно, не с таким успехом удается проявить в процессе учебы в университете. Поэтому я считаю работающего студента вполне обычным явлением.
3. Как ни странно, проходя различные собеседования, я заметила, что требования эти, скорее всего, занижены. Это связано с тем, что работодатели принимают студентов часто на должности «чернорабочих», в обязанности которых входят, например, работа с несложными компьютерными программами — Word, Excel, умение обращаться с офисной техникой, обзвон потенциальных клиентов или же курьерские поручения. Такая работа, однообразная и малооплачиваемая, очень редко предполагает продвижение по службе, а брать студентов на более-менее серьезные должности работодатели часто не решаются. Хотя, как мне кажется, большинство студентов старших курсов, особенно такого вуза, как МГУ, имеют за спиной большой багаж знаний как для работы по специальности, так и для освоения других профессий.
4. Поступая на философский факультет, я не задумывалась о том, где буду работать после его окончания. Однако сейчас, когда эта проблема стала так остро, я стала интересоваться у наших выпускников их дальнейшими планами. Как оказалось, большинство из них работают в сфере экономики, юриспруденции и т. д.
Работа на факультете не привлекает практически никого. Что же касается занятости по специальности вне родных стен МГУ — всего лишь несколько человек, закончивших отделение религиоведения, продолжают работать дальше в этой области. Чаще всего это религиозные организации и фонды (мусульманские, православные).
5. Я считаю, что сочетание работа-учеба лишь тогда эффективно, когда их можно совмещать без вреда ни тому, ни другому. Конечно, это далеко не просто, однако на старших курсах вполне осуществимо.
6. У разных преподавателей свое мнение на этот счет. Некоторые относятся с пониманием, однако есть и такие, которые считают работу прихотью студента — мол, если он не женат и не имеет детей, значит, работает ради своих корыстных интересов — ходить по барам, клубам и т. д. Тем не менее, если студент регулярно появляется на занятиях, а не только в разгар сессии, как правило, проблем с учебой у него не возникает.
7. Прежде всего, студент — легкая нажива для недобросовестных компаний, старающихся обмануть еще не освоившихся в этой сфере молодых людей. И главная проблема трудоустройства — не попасться на такую удочку. Поэтому изначально я всегда стараюсь обращать внимание на название компании, ее род занятий, пытаюсь найти как можно больше информации о ее деятельности.
8. Честно говоря, не считаю трудовую книжку чем-то необходимым. В последнее время очень редко работодатели обращают внимание на ее наличие. Если государство и в дальнейшем будет проводить политику отмены социальных пособий, плюс к этому, возможно, и пенсий, сделав упор на личные накопления граждан, то потребность в трудовой книжке как показателе стажа работы и вовсе отпадет.
4 курс, философский факультет

1. В данный момент я временный маргинал. Да и то потому, что учусь пока на втором курсе и, следовательно, стараюсь не отвлекаться от учебы. Потому как на первом курсе я умудрялась и учиться, и работать — что не очень хорошо сказывалось на моей нервной системе и оценках в зачетной книжке. Основными критериями выбора тогда был сам факт наличия работы. Сейчас же я учитываю следующие показатели: работа должна быть по специальности, с приличной зарплатой и гибким графиком.
2. Сейчас уже обычный факт современности. На стипендию существовать нереально. А студентам, в особенности, иногородним, и их родителям приходится крайне трудно.
3. Требования не завышены, но есть своя специфика. Например, студенту трудно работать полный рабочий день. И так как со студентами, как правило, не заключают трудовой договор, то у них нет никаких гарантий, и зарплата у них, соответственно, меньше, и стаж не отражается в трудовой книжке. А работодатели очень рады видеть у себя молодых активных людей, с которыми можно позволить себе некоторые «бюрократические» вольности.
4. Зависит от специальности. Если ты специалист широкого профиля — тебе гораздо легче будет найти работу по нраву, нежели «узкому» эксперту. Так что это двойственный вопрос.
5. Исходя из специфики факультета, работа — это основа моего обучения. Нельзя стать хорошим журналистом без практики. А вообще, если ты работаешь по специальности — приятное сочетание, а если метешь улицы — помеха.
6. Проявляют, и слава Богу. Преподаватели — тоже люди и знают, как сложно молодежи в Москве.
7. Возраст, курс, дневное или заочное отделение, наличие трудового стажа. У иногородних, конечно же, прописка, так как часто регистрации недостаточно. У студентов из стран СНГ — гражданство.
8. Все-таки лучше, когда официальный стаж есть, чем когда его нет. Я считаю — хороший задел на будущее. Хотя сама данного документа не имею.
2 курс, факультет журналистики

1. В данный момент я не работаю, но собираюсь…
2. Для некоторых студентов это является вынужденной мерой, связанной с семейными финансовыми сложностями. Могут быть и другие причины, в том числе, банальное желание иметь больше средств на развлечения. В то же время работодатели зачастую требуют наличие опыта работы, поэтому лучше все-таки начинать еще во время учебы, этот опыт на семинарах не получишь.
3. Требования могут быть различны, но основа одна — работодателям нужны квалифицированные специалисты (если речь не идет о работе грузчиком), поэтому и приходится искать взаимовыгодное соглашение, некий компромисс между ценой и качеством.
4. Я сейчас учусь на программиста, пока спрос на мою профессию есть. Устроиться во время учебы на неполную ставку вполне реально, например, на работу сисадмина.
5. Думаю, что, если рассматривать вопрос с точки зрения крайне устремленного к какой-то цели человека (трудоголика обыкновенного), успеть можно и там, и там. Но у обычного студента, к которым я себя скромно отношу, есть еще и желание «погулять», что съедает кучу времени, так что если плюс к этому еще и работать, то учеба может пострадать. На самом деле, работа — это палка о двух концах: больше работать — меньше учиться, меньше знаний, хуже квалификация, сложнее работать…
6. «На Бога надейся, а осла привязывай…» Можно, конечно, рассчитывать, что кто-то войдет в твое положение, особенно если есть серьезные финансовые сложности, но зачастую «поблажки» приходится искать в деканате ввиду проблем с сессией.
7. Основная проблема — ее найти. Зачастую это происходит через знакомых или через друзей, которые сами работают. Всегда надеешься, что кто-то подскажет, посоветует. Хотя существуют мощные ресурсы, в том числе и Интернет.
8. В трудовой книжке может быть отмечено место предыдущей работы (если она была), на это будут смотреть работодатели. Конечно, налоги платить не хочется, но, думаю, все-таки лучше спать спокойно. Трудовая книжка, кажется, влияет и на пенсию. Это расчет не на сегодня, а на будущее…
2 курс, ВмиК


Миллион людей — миллион мнений, но истина одна… Во-первых, студент является своего рода «чистым листом», и его легче научить профессии и особенностям работы в конкретной фирме, организации. Во-вторых, студенты — великолепные «распространители» услуг и вакансий того или иного места работы. В-третьих, студенты обладают существенным потенциалом энергии и любопытства. К счастью, число «трудоголиков обыкновенных» неуклонно растет: студенты все яснее понимают, что работа работой, а теоретическими знаниями и практическими навыками выбранной специальности по окончанию вуза человек обладать обязан. Это, видимо, еще один новый закон стремительно развивающегося человеческого общества…

Первая полоса

Редакторская колонка

Пресс-служба

Новости науки

Юбилей кафедры

Круглый стол

Твоя жизнь, студент

Вести МГУ

Наши юбиляры

Студентка

К 300-летию Ботанического сада МГУ

На пользу науке

Личное мнение

Спорт

Твое здоровье

Новости Москвы

На главную страницу