№ 1 (4192)
январь 2007

Рубрику ведет
Надежда Пупышева

Сессия — кара или манна небес?

Сессия обладает определенным набором неотъемлемых атрибутов. Жителями университета становятся студенты, которые в силу, безусловно, уважительных причин крайне редко одаривали его своим присутствием. Традиционные соревнования в период сессии называются «Найди необходимые конспекты, книги», «Покори за три дня семестровый курс» или «Порази преподавателя экспромтом на тему…», «Поймай никем не виданную Халяву» и т. д. Особо увлекательным занятием многих студентов становится игра в невероятное сжатие объемной литературы до размера пары страниц.

Удивительно, но именно в период сессии у, казалось бы, изрядно уставшего за несколько месяцев учебы студента появляется непреодолимое (правда, нередко вынужденное) желание познать-таки глубины научных знаний.

На первый взгляд, зло, а в корне — добродетель, сессия уже долгие-долгие годы служит источником самых разнообразных чувств. Лучшее тому подтверждение — личный опыт, которым согласились поделиться студенты, обучающиеся на разных курсах различных факультетов МГУ.


1. Опишите ваше состояние во время сессии.
2. Сессия: все за и против (что вам нравится, не нравится).
3. Прослеживается ли эволюция в вашем отношении к сдаче экзаменов/зачетов при переходе с курса на курс?
4. Как вы готовитесь к экзаменам?
5. Расскажите о наиболее запомнившемся случае, произошедшем при сдаче зачета/экзамена.
6. Что бы вы хотели изменить «в обычном ритме» прохождения сессии?

1. Мое обычное состояние во время сессии — одна беготня и суета. Страха нет никакого, потому что не страшно получать двойки и тройки (проверено!).
2. Как может нравиться сессия студенту? Никаких «за» не может быть в принципе, да и «против» тоже, потому что от сессии никуда не денешься!
3. Эволюция прослеживается очень интересная: с каждым годом все проще относишься к сессии. Помнится, первый курс тряслись, как суслики перед волком, а вдруг пересдача или тройка!? Сейчас, конечно, тоже остались моменты страха, вернее, не очень приятные эмоции. Но радости после любой сессии хоть отбавляй: сдали, разделались — ура!
4. Подготовка к экзаменам — сложный и ответственный момент. Раньше — ночи напролет учишь материал, делаешь шпоры, «бомбы», но, как всегда, «самое интересное» все равно остается на последнюю ночь. Сейчас то же самое, только времени на подготовку стало меньше.
5. ВСЕ сессии проходят как отдельный случай, одинаковых не бывает! Самое большое счастье приходит с пониманием, что и на этот раз тебя не отчислят. Однажды принес отрывной талон за два часа до отчисления, прямо, можно сказать, на комиссию, потому что зачет сдавался 9 марта… Когда не отчислили, счастье было огромное!
6. Я бы ничего не стал менять. Иначе изменится сама жизнь: сессия уже не будет той волнующей и противной неизбежностью, как сейчас!
Кирилл Чуданов, 5 курс, географический факультет

1. Состояние ошпаренного кролика… На самом деле, все зависит от степени подготовленности. Если уверен в своих знаниях, то просто легкая нервозность и желание поучить еще… так, на всякий случай. Если же о сдаваемом предмете известно только его название и фамилия преподавателя, то здесь и начинается самое «веселое». И кто сказал, что заучить семестровый курс по математическому анализу за два дня невозможно? Еще как возможно, если очень захотеть!
2. Плюс сессии, прежде всего, в том, что это хороший стимул начать действительно учиться, а не просто посещать занятия. К минусам же можно причислить, во-первых, ощущение некоторой сумбурности всего происходящего, все равно, что пчелиный улей разворошить: все бегают, суетятся, но никто не может толком объяснить, «что происходит». Во-вторых, для первой сессии характерно отсутствие исчерпывающей информации о том, что нас ждет. Единственное, что всем первокурсникам доподлинно известно, что во время сессии нужно реально учиться. О том же, как будут проходить экзамены, как принимаются зачеты, приходится расспрашивать у старших курсов. Наконец, в-третьих, нужно сократить празднование Нового года с 10 до 3 дней…
3. Пока не прослеживается. Хотя по опыту сдачи школьных / вступительных экзаменов могу предположить, что сдача второй и последующих сессий будет проходить в более спокойном темпе, нежели «бешеный марафон» первой. Опыт поможет избежать многих «просчетов» и «ошибок».
4. Можно прямо по пунктам. Сначала узнаю, что собственно сдавать нужно, ищу подходящую для подготовки литературу / материалы, билеты к экзамену (учебники, конспекты лекций). Затем узнаю у старшекурсников, кто и как принимает, за 3–4 дня до экзамена начинаю «активную фазу подготовки», весь день штудирую теорию, подкрепляя ее практикой. За день до экзамена (и в ночь перед ним) «подчищаю» спорные вопросы, пишу шпоры (как же без них). Далее обычно даю мозгам «отдохнуть», проще говоря, ложусь поспать часок-другой, затем встаю, привожу себя в форму (кофе, энергетики, контрастный душ) и иду сдавать экзамен…
5. Пока что ничего сверхъестественного не происходило.
6. На мой взгляд, менять ничего не нужно. Механизм сдачи сессии отточен многими поколениями студентов и преподавателей почти до совершенства, хотя хотелось бы иметь побольше времени на подготовку.
Алексей Гребенюков, 1 курс, физический факультет

1. Во время сессии находишься в постоянном напряжении. Больше всего это ощущается во время сдачи зачетов. Постоянно хочется спать. Попытки хоть как-то спланировать время ни к чему не приводят, потому как постоянно возникают еще какие-то дела, которые не вписываются в общую канву. В экзаменационную сессию все идет гораздо ровнее и спокойнее, только перед экзаменом возникает волнение.
2. За: в экзаменационную сессию много свободного времени, которое можно распределить и на учебу, и на отдых; нет семинаров и лекций. Против: стрессы, переживания, недосып, невозможность заниматься чем-то кроме учебы.
3. На первом курсе казалось, что если чего-то не сдашь вовремя, то тебя запросто выгонят из университета. На втором курсе стало попроще потому, что уже привыкла к порядкам факультета. Сейчас решила, что как-нибудь все успею, доделаю и в другие дни. Как результат, больше общаюсь с людьми и занимаюсь делами, которые мне интересны.
4. К экзаменам стараюсь готовиться систематично. Смотрю на количество билетов, делю его на количество дней до экзамена и не торопясь понемногу учу.
5. Больше всего запомнился экзамен по теории вероятностей. У нас лекции читал профессор, которого все жутко боялись. И еще был один преподаватель, который чуть ли не страшнее лектора. Семинары же вела милейшая девушка, аспирантка. Так вот, с экзамена она отправила и лектора, и злобного семинариста, сказав, что помощь ей не нужна. А экзамен у всех принимала с пониманием того, что теория вероятностей химикам нужна в теории не особенно.
6. Хотелось бы, конечно, многое поменять в порядках сдачи сессии, но мне кажется, что если что-то изменить, то студенты перестанут делать вообще что-либо. Потому как многие утруждают себя только в сессию.
Наталья Кавалерская, 4 курс, химический факультет

1. Состояние во время сессии можно описать так: «от блаженства — к панике». Потому что не получается вовремя все выучить, и некоторое время, но не перед самым экзаменом, меня затопляет чувство, что я ничего не знаю. Потом наступает равнодушие к объему освоенных знаний и настроение бойца — пойти и выбить победу. На экзамене — спокойствие. Вне зависимости от результата.
2. Нравится почти все. Особенно то, что можно ложиться спать, когда хочешь, и просыпаться соответственно. Не нравится? Пожалуй, все нравится. Вот только летом, когда на улице тепло и светит солнышко, очень хочется гулять, а нужно сидеть за книгами. Но ведь это можно совместить.
3. Естественно. Чем дальше, тем спокойнее. Очень четко начинаешь осознавать, что у тебя есть неплохие мозги, и что ты можешь ими пользоваться. Остальное — дело техники.
4. Очень просто — беру и готовлюсь. Лучше всего готовиться не только по учебнику, но и по литературе, делать как можно больше выводов, а не тупо заучивать.
5. Это был вступительный экзамен… последний… история. Билет попался неудачный. Первый вопрос — что-то про Крымскую войну. Я рассказала. А на втором вопросе, про Хрущева и как начиналась его эпоха, у меня сдали нервы. Начала свой ответ со слов: «Умер Иосиф Виссарионович Сталин». И зарыдала… Можете представить себе глаза преподавателей, этот экзамен принимавших. Наверняка они в жизни больше не видели такой ярой сталинистки, до слез горько переживающей смерть великого вождя.
6. На 4 курсе я уже ко всему привыкла. Так что менять ничего не хотелось бы. Вот только саму себя немного — стать более ответственной и готовиться более усердно заранее, чтобы все было хорошо, чего всем студентам от сердца желаю.
Елена Брагина, 4 курс, исторический факультет

1. Состояние такое, что все время хочется спать, но все время не получается. Сессия — это попытка быстренько освоить все то, что проходилось целый семестр на лекциях.
2. «От сессии до сессии живут студенты весело». С приходом сессии время на веселье не остается. Это — безусловный минус. Нравится получать хорошие оценки, это приносит моральное удовлетворение. Конечно, нравится, когда сессия сдана и начинаются долгожданные каникулы.
3. Наверное, самая большая «эволюция» происходит после первой сессии. Первая сессия — почти терра инкогнита, шаг в неизвестность. Ко второй трясучки в руках уже нет, привыкаешь к ритму сдачи. Дальше меняются только предметы, ты уже не меняешься. Хотя поживем — увидим, как будут развиваться события…
5. Эксцессов у меня не было (тьфу-тьфу-тьфу), так что пока — это сдача зачетки со сданными экзаменами в учебную часть.
6. Мне кажется, что менять нечего. Как-никак не одно поколение студентов так работали, и многие справились. Здоровый консерватизм нашему образованию ничуть не помешает.
Александр Азимов, 2 курс, ВМиК

Что ж, в данное время увлекательный период сессии в стенах Московского университета стремительно приближается к завершению. Конечно, кто-то, видимо, не окончательно насладившись ею, решит (не без чуткой помощи преподавателей) продлить его еще на пару-тройку недель, а то и месяцев… Тем не менее, самое важное — это отнюдь не сдать экзамены / зачеты «по принципу» с глаз долой — из сердца вон или «оценка в ведомости есть — студент все забыл». Ненужных знаний не бывает! И, судя по рассказам, студент всегда живет весело, а не только от сессии до сессии (хотя у каждого свое понимание «веселья»). Такова уж студенческая природа…

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

Лекторий МГУ

Крупным планом

Юбиляр

Будем знакомы

Академия панэстетизма

Конференции

Будни и праздники университета

Твоя жизнь, студент

Неравнодушный взгляд

Спорт

Студентка

Объявление

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу