№ 4 (4195)
февраль 2007

Рубрику ведут
Рита Поклад и Саша Голубь
lyricphysic@mail.ru

 

Профессионалы и дилетанты

Палка о двух концах

Она озадачила меня признанием:
— Этой зимой нас постигла сессия нового образца: что-то не сдал в зачетную — тебя не допускают к экзаменационной, на экзамены — только со своей группой и не больше двух пересдач!

В моей памяти тут же всплыли картины из жизни сразу же после выпускного: я в боксерских перчатках (а это символично) демонстрирую как вещественное доказательство свой «синий» диплом друзьям. Они охают, ахают, качают головами и почти не верят своим глазам: какое чудо, что со своим складом психики я все-таки доучилась до пятого курса! В тот момент меня не на шутку удивило столь глубокое проникновение в глубины моей душевной жизни, поскольку я особенно не афишировала одну фатальную закономерность, преследовавшую меня от сессии к сессии: наметился первый зачет — меня обуревает ничем не истребимая жажда творчества (хотя во время семестра я отличалась весьма пристойной дисциплиной).

«Неистребимая жажда» выражалась в том, что, когда надо было что-нибудь зубрить, у меня просто чесались руки что-нибудь написать или почитать для духовного развития (но только не то, что требовалось в соответствии с необъятной программой по курсу). Как вы понимаете, вдохновение не только не продается, оно еще и не прощает пренебрежения: пару раз не пустишь Пегаса, он больше не прилетит никогда. И в то же время, как это ни банально, перспектива вылететь из универа не представлялась мне светлым будущим. Сделать выбор было невозможно, поэтому мне не оставалось ничего другого как пахать на два фронта, каждый раз доползая до финиша в состоянии нервного истощения…

Нет ничего тривиальнее идеи, что любая форма контроля не то что бы далека от совершенства, но более того — представляет собой меньшее из других возможных зол (включая мать-анархию). Если преподаватель не ставит своей целью транслировать все доступное ему знание в максимальном объеме (поскольку это в любом случае невозможно), а лишь сообщает аудитории некий импульс, подталкивающий учащегося свернуть горы, то неизбежен вопрос: а как зафиксировать это событие — вспыхнувшую в сердце искру, которая из студента сделает великого ученого?

Недавно пересмотрела «Восемь женщин» Озона: помните эпизод, когда Августина просит Луизу провести мастер-класс по соблазнению мужчин, а та отвечает ей, что этому, мол, нельзя научить. Многому научиться нельзя — это так же верно, как и то, что талант не пропьешь. Моя подруга (та самая, что умудрилась «дожить» до сессии «нового образца», поскольку учится на журфаке уже лет девять) — счастливая обладательница исключительного эстетического чутья, а этому научиться нельзя, сколько ни зубри теорию литературы. Ни одна из признанных в современном мире образовательных систем (немецкая ли, американская) не предполагает проникновение в алхимию духа. Вузовское образование преследует прагматическую цель — препарирование членов социума. Процесс «от сердца к сердцу» — это на вкус преподавателя, личность которого становится в данном случае определяющим фактором.

В общем, думается мне, «палочная» дисциплина — это палка о двух концах.

Дисциплина по собственной воле

«Дисциплиной общественной» зовется порядок в поведении людей, являющийся условием нормального функционирования самого общества. Зачастую негативное отношение к порядкам такого рода вызвано обязательствами, цель которых не видна (или чужда) исполнителю, например, воинская дисциплина и т. д. Совсем иное дело, когда необходимость порядка осознается и он становится результатом глубокого внутреннего устремления. Эти два типа дисциплины — обязательную и внутреннюю — путать не стоит. Отвергая одну (при отсутствии понимания отмеченного различия), можно утратить вторую — ее я и хочу взять на вооружение в нашей дискуссии.

Самодисциплина не такое уж редкое качество человека, и более того — приобретаемое. Предпосылкой тому может быть новая, но невероятная по силе Мотивация. А лучшим союзником в достижении заветной цели служит Воля, родственное самодисциплине понятие.

Мотивация творит чудеса с человеком! Ты замечала, конечно, как меняются девушки и парни, когда у них появляется вторая половинка? Справедливости ради, тут нужно вспомнить о «силе любви», которая, видимо и преображает человека, но ей предшествует (а, на мой взгляд, порой и соответствует) острое желание добиться цели, то есть стать достойным любви. Так вот, окрыленное новым возможным счастьем юное создание разрабатывает сложный план по завоеванию еще недоступного сердца и берется за те дела, о которых ранее бы и не помыслило. К примеру, начинает ходить в спортзал или экстерном пишет диссертацию. Хотя я здесь немного лукавлю, приписывая Мотивации то, что совершается на чувственном и подсознательном уровне. Тем не менее, этот пример свидетельствует о том, что внутренняя Дисциплина свойственна человеку в целом, и для ее раскрытия порой достаточно одного острого желания.

В то же время понятие самодисциплины чаще ассоциируется с аскетичным образом жизни и, в противовес вышесказанному, — с одиночеством. Возможно, это объясняется тем, что дисциплинированность — это неотъемлемое качество личностей строгих порядков, которые крайне требовательны к себе и к своему окружению. Но ведь при этом они самодостаточны, независимы и зачастую являются большими профессионалами своего дела. К примеру, привычка внутреннего распорядка дня — залог многих достижений. И кстати, с приобретением такого набора достоинств одиночество обычно само собой исчезает.

Однако «лириков» пугает то, что вдохновение не приручить, «Пегаса не оседлать». Является ли дисциплина помехой вдохновению или, наоборот, его союзником? Сходу можно сказать одно: автоматизировать вдохновение, научиться предсказывать и вызывать его никогда не удастся. Иначе бы давно были созданы машины по производству поэм Пушкина и балетов Чайковского. Но дисциплина — это не автоматизация, а хорошая привычка к труду и достижению целей, которая одинаково может породить и не породить гениальное произведение. Удачный пример — труды Иммануила Канта, который, как известно, жил по единому распорядку дня и отличался особой педантичностью.

Первая полоса

Вести МГУ

На пользу науке

Дела профсоюзные

Пресс-служба

Научный мир

Поздравляем

Крупным планом

Академия панэстетизма

Память

Новости науки

Наши таланты

Лирики и физики

Студентка

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу