№ 4 (4195)
февраль 2007

Рубрику ведет
Надежда Пупышева

Выпускники — гордость и опора МГУ

В предыдущем номере в рамках рубрики «Личное мнение» своим жизненным опытом и воспоминаниями делились выпускники МГУ разных лет. На протяжении более двух с половиной веков Московский университет ежегодно открывает двери в большую дорогу жизни очень многим молодым людям, которые зачастую с грустью расстаются с уже привычными званиями «студент», «аспирант». Однако воспоминания не подвластны времени, из года в год они становятся все дороже.

О прелестях своей студенческой (и не только) жизни вновь рассказывают выпускники Московского университета.

1. Немного о себе: какой факультет окончили, почему выбрали изначально именно его, что вам нравилось / не нравилось в процессе обучения?
2. Расскажите о самом ярком случае из вашей студенческой жизни? Кто из преподавателей больше всего запомнился?
3. Что вас удивляло в МГУ, продолжает ли удивлять сейчас?
4. Часто ли вы «навещаете» родной университет?
5. Хоте ли бы вы вернуться в студенческие годы?
6. Где вы сейчас работаете, чем занимаетесь, как искали работу, насколько тесно это занятие связано с вашей специальностью по образованию?
7. Что бы вы хотели пожелать МГУ, современным студентам?

1. Окончила факультет иностранных языков (преподавание и перевод, немецкий и испанский языки). Выбрала факультет потому, что всегда интересовалась другими странами, языками. Кроме того, контакты с иностранцами, в частности, с немцами, были установлены в нашей семье с самого моего детства благодаря отцу-физику. Если честно, межкультурная коммуникация меня всегда привлекала.
Теперь, спустя несколько лет после жизни и учебы в Германии, довольно легко выделить плюсы российского образования. Во-первых, это маленькие группы по 7–10 человек. Ведь изучение языков и мира языка очень интересно и индивидуально. В Германии, к примеру, в группе обучается обычно по 50 человек! Во-вторых, преподаватели МГУ заставляли нас думать и анализировать, а не только учить наизусть. Стоит отметить, что в Московском университете немало преподавателей с нестандартным мышлением, очень оригинальными подходами. В-третьих, факультет всегда старался, чтобы у нас была возможность учиться у носителей языка. Это, безусловно, самый продуктивный метод изучения иностранных языков. В-четвертых, очень нравилась многогранность обучения (наличие таких предметов, как экономика, право, естествознание — для общего развития).
Конечно, как и любому другому нормальному студенту, мне не очень нравились сессии. Но, как говорится, от сессии до сессии… Кроме того, без плохого не ценится и хорошее. Не будь сессии, так и были бы сейчас такими же балбесами, как на первом курсе. Не очень нравились и преподаватели, которые ставили оценки не за знания, а за посещаемость (благо таких было немного). Также мало приятного было в учебе на первых курсах под аккомпанемент разнообразных звуков ремонтных работ (зато к концу четвертого курса факультет был отремонтирован просто великолепно). Заключительный минус обучения (связанный, конечно, с наличием или отсутствием финансовых средств) — в изучении языка было намного больше теории, чем практики. Обмен с иностранными студентами оставляет желать лучшего (может быть, сейчас на факультете все изменилось).
2. Самыми запоминающимися эпизодами стали посиделки на лестнице в общежитии с гитарами, тамтамами, песнями. Даже оперу на несколько голосов, помнится, пели. Вахтеры не гнали, а заслушивались… Ярко запечатлелось в памяти безумное время в лагере «Буревестник». Спасибо МГУ за путевку, это феноменально! Самое главное «приобретение», помимо высшего образования, — это друзья. Университетские друзья — это навеки (надеюсь).
Из преподавателей больше всего запомнились М.С. Суви (по испанской грамматике; добрая, строгая, четко и структурированно объясняет; после ее занятий я и в Германии отличилась самыми лучшими познаниями в испанской грамматике), Е.В. Еременко (по немецкому языку; понимающая, знающая и мотивирующая), Г.И. Затеева (по немецкой литературе; с ней много мы хороших книг прочитали и осмыслили). Отдельно хочется сказать про А.П. Забровского — преподавателя русской литературы. Его лекции в виде театрального представления просто незабываемы. Он проникал в самый мозг студентов, заставлял размышлять, анализировать, искать в литературе самого себя и свои мысли. Каждый студент мечтал поговорить с ним после лекции (в очередь даже выстраивались!). Вы можете себе представить, как я себя чувствовала, когда, сдав ему экзамен, услышала: «Боже, какая умная девушка».
3. Самое главное удивление было, когда я узнала, что поступила. Все кругом говорили: «Там все куплено, забудь про МГУ». Думаю, если мозги есть, то дорога в самый лучший вуз страны открыта, а если нет, то и нечего там делать!
Меня очень удивило и продолжает удивлять, что в диплом мне забыли поставить печать, без которой он недействителен. К сожалению, я заметила это лишь спустя полгода пребывания в Германии. Проставление печати через год после выпуска — это отдельная история, не для печати…
Радует, что несмотря ни на что, МГУ продолжает оставаться лучшим университетом страны. Удивляет и то, что за пределами России диплом МГУ, к сожалению, не очень котируется, а жаль. Надо какой-нибудь договор с Евросоюзом заключить по признанию наших дипломов!
4. Нечасто я посещаю родной университет, так как прилетаю в Россию два раза в год и даже не успеваю всех друзей навестить. Жаль, что не бывает дня выпускников по факультетам!
5. Я до сих пор в студенческих годах, только в немецких. Из московских лет не хватает беспечности, наивности, новизны всего окружающего. Хотя все идет как надо. Первый курс — это прекрасно, но и после окончания есть свои прелести. Всему свое время.
6. В силу того, что в настоящий момент я еще доучиваюсь, о постоянной работе речи быть не может. Есть подработки: изготовление пресс-документации в PR-агентстве Гамбурга, работа в международном отделе университета в Гамбурге (по интеграции иностранных студентов), три раза за семестр веду курсы для иностранных студентов по научной работе и деловой переписке в Германии, изредка подрабатываю переводчиком в органах по миграции и делам беженцев.
МГУ стал первой ступенью в моем образовании. Сейчас я учусь в магистратуре по европейскому экономическому праву и менеджменту (с акцентом на Среднюю и Восточную Европу). Безусловно, учеба в Германии была бы невозможна, не окончи я МГУ.
7. Пожелать хочется, чтобы Московский университет продолжал углублять сотрудничество и партнерство с зарубежными университетами (одна из причин, чтобы МГУ знали за рубежом!), организовывать больше студенческих обменов. Желаю всегда оставаться на высоте (недаром же у нас самое высокое университетское здание в мире)!
Ольга Камалова, выпуск 2005 г., факультет иностранных языков

1. Геологический факультет выбрал потому, что за спиной был уже геологический техникум и год работы в геологии. А почему поступил в технику? Наверное, потому, что в детстве рядом были угольные и калийные шахты, отвалы горных пород. В седьмом классе, помню, собрал первую коллекцию пород и минералов.
2. В МГУ особенно понравились две учебные практики в Крыму. Мне, как технику-геологу, имеющему некоторый стаж работы, можно было не ездить на эти практики (разрешалось!), но я не упустил возможности побывать в маршрутах с опытными преподавателями (Е.Е. Милановским, В.Г. Тихомировым и др.).
Не понравился экзамен по зоологии в конце второго семестра. Профессор биолого-почвенного факультета задавал вопросы, которые, как мне казалось тогда, выходили за рамки сокращенного курса зоологии. Запомнилось общее собрание курса (кажется, уже пятого), на котором один из студентов попросил дать ему рекомендацию в КПСС. Первые выступающие его поддержали, по-видимому, это было запланировано. Но вдруг поднялся Валерий Лопатин из нашей второй группы геологов и «разнес» просящего рекомендацию в пух и прах. На то время это был очень смелый, даже рискованный, поступок. И его большинство поддержало голосованием!
Конечно, одно из ярких воспоминаний связано со вступительными экзаменами, где я познакомился со своей будущей женой, с которой в дальнейшем мы вместе прожили и проработали до пенсионного возраста… Из преподавателей больше всего запомнился профессор А.А. Богданов, заведующий моей родной кафедрой исторической и региональной геологии, который на защите дипломной работы, увидев нарисованную мной на геологическом разрезе складку необычной формы, вдруг сказал: «А это что за “дуля”?» Выслушав мои объяснения, он заметил: «Может быть, это и так, но уж очень странно!» В дальнейшем я часто пользовался его фразой. Уже в аспирантуре (меня приняли сразу после студенческой скамьи) до меня «дошло», что необычная форма складки связана с тем, что она образовалась во фронтальной зоне крупного надвига.
Запомнился и доцент нашей кафедры — мудрый М.М. Москвин, который наряду с моим научным руководителем М.Н. Петрусевичем очень помог советами при работе над диссертацией. Вспоминаю и заведующую учебной частью Т.С. Балякину. Она умела разговаривать со всем курсом сразу. За две недели или месяц до весенней сессии на третьем курсе нас, иногородних, попросили переехать из филиала Дома студентов в зону «В» Главного здания, по-видимому, из-за необходимости ремонта четвертого и пятого корпусов филиала. Большинство «взбунтовались»: немного оставалось до сессии, а потом практика. На собрании курса Татьяна Степановна усмирила бунт одной фразой: «Вам что, серванты перетаскивать, шифоньеры?»
3. На первом курсе нас временно, пока не достроили пятый корпус филиала Дома студентов, подселили в зону «Б» Главного здания МГУ. Я спал буквально на раскладушке между двумя моими старшими коллегами. Помню, они даже по ночам вели бесконечные геологические споры. Я засыпал, просыпался и снова засыпал, а они все спорили. Думал, неужели и мы будем по ночам дискутировать? Было и это! И сейчас удивляют геологи-фанаты. А они есть! Например, выпускник кафедры геологии и геохимии горючих ископаемых 1977 года В.Ф. Бобылев (ныне успешно работающий в Красноярском крае).
4. К сожалению, не часто, так как профиль моей нынешней работы больше подходит кафедре геологии и геохимии горючих ископаемых (студентов этой кафедры мы любя называли «горючими»), с преподавателями и студентами которой я был меньше знаком. Но на одном из заседаний «родной» кафедры мне удалось еще раз побывать в апреле 1998 года по очень приятному поводу, на чествовании юбиляра — М.Н. Петрусевичу исполнилось 90 лет. До и после юбилея он неоднократно собирал своих учеников — В.Д. Скарятина, М.Ю. Никитина, Л.Г. Панину и др., в том числе и меня — у себя на квартире. Не сомневаюсь, что мы встретимся вновь в 2008 году, к сожалению, уже без него.
5. Вернуться в студенческую семью мне хочется всегда, ибо студенческие годы незабываемы. «Нам останется вечно дорог этот круг молодых ребят» (писал поэт М. Светлов). Хочется подзарядиться оптимизмом, верой в то, что наша профессия самая хорошая.
6. Сейчас работаю в одном из малых предприятий (НПП «Гео-НТ»), занимаюсь региональными и поисковыми работами, связанными с нефтью и газом. Это имеет отношение к моей специальности (геологическая съемка и поиски месторождений полезных ископаемых). Очень рад, что на протяжении более 50 лет мне удалось сохранить верность профессии (считаю от года поступления в техникум в 1954 г.). Искать работу после окончания МГУ нам было проще, чем нынешним студентам — было распределение. «Свободный» диплом, чтобы устроиться самому, получить было трудно. Сейчас, как я понимаю, ситуация с точностью наоборот.
7. Я бы хотел пожелать МГУ, чтобы он был всегда. Студентам — не разочаровываться в своей будущей специальности, а разочаровавшимся не тянуть и сразу переключаться на другую. Хотелось бы также пожелать, чтобы студентов больше «пичкали» специальными дисциплинами и поменьше общественными. Не сомневаюсь, что такие подвижки уже есть.
Виктор Алексеевич Бушмакин, выпуск 1967 г., геологический факультет

1. Когда училась в школе, то представляла себе, что буду определенно заниматься наукой, может быть, потому, что мои родители также окончили МГУ (папа — физфак, мама — биофак). Жизнь должна быть интересной, а что может быть интересней познания? Биология для меня и сейчас увлекательней всех наук, особенно современная генетика. Учиться было скучновато: много обязательного и ненужного (но, возможно, необходимого с точки зрения воспитания характера?). Зато работа в лаборатории — захватывающий процесс, как в детективе.
2. Самый яркий нельзя выделить, было много хорошего. Запоминались лекции корифеев — А.С. Спирин, А.Н. Кост, С.Б. Бернштейн. А со своими преподавателями я полжизни работаю на кафедре, они и сейчас отличаются тем, что любят студентов и очень уважительно к ним относятся, как родные, этим и запоминаются.
3. Раньше не замечала, принимала как должное — некий «интеллектуальный дух» университета. Теперь удивляет, что он еще не исчез.
5. Те, кто работает в университете, так и остаются в своих студенческих годах. Мы ведь в аудиториях сидим на тех же самых партах, а на кафедральных стендах видим свои же студенческие фотографии.
6. После аспирантуры работаю на кафедре генетики, теперь старший научный сотрудник.
7. МГУ — процветания (материального и духовного), а студентам — чуть побольше идеализма.
Лидия Евгеньевна Михеева, выпуск 1973 г., биологический факультет

1. Окончила два факультета — экономический и журналистики. Второй выбрала потому, что не нравился первый. Экономфак и журфак — две разные стихии, вторая оказалась мне гораздо ближе и понятней, поэтому очень рада, что поменяла свою профессию.
Однако сам МГУ мне нравится в любых своих проявлениях, и даже годы обучения на экономфаке были по-своему интересны. К тому же никогда не замыкалась только на своем факультете, всегда участвовала в межфакультетских мероприятиях, много общалась с другими факультетами, ездила в летние и зимние лагеря, была активной КВН-болельщицей, занималась в танцевальной студии МГУ, писала в студенческой прессе, целый год жила в Главном здании, будучи москвичкой и т. д. и т. п.
2. Ярких случаев было настолько много, что даже не знаю, какой описывать. Однозначно яркими были поездки в «Буревестник», многочисленные вечеринки с МГУшными друзьями. Преподаватели попадались яркие как на экономе, так и на журфаке.
3. Удивляла и продолжает удивлять особая университетская атмосфера творчества, демократичности, дружелюбия, целеустремленности, культа мозгов, дружбы, единения. Считаю, что это лучшее место, где можно учиться.
4. Не так часто, не хватает времени.
5. Конечно, хотелось бы! Ответ простой — это на самом деле лучшее время. С другой стороны, в каждом периоде жизни есть своя изюминка.
6. Работаю в журнале «Эксперт», пригодились оба образования — и экономическое, и журналистское. Работа сама нашла меня.
7. Жить, развиваться, совершенствоваться, по-прежнему приносить море радости студентам и преподавателям, оставаться лучшим местом на земле.
Анастасия Малахова, выпуск 2005 (экономфак), выпуск 2006 (журфак, второе высшее)

Как видим, на вопрос «что вас удивляет в МГУ?» многие, не задумываясь, ответили: «Братство, единство, сплоченность». Проходят годы, а при встрече с былыми однокурсниками, людьми, некогда окончившими или являющимися нынешними студентами (аспирантами) Московского университета, у всех возникает чувство чего-то родного и близкого. В чем секрет единства МГУ? Возможно, в общении на равных. Как говорится, firmissima est inter pares amicitia, или самая крепкая дружба — между равными. Хочется пожелать выпускникам новых успехов и побед! Вы — гордость и опора не только МГУ!

Первая полоса

Вести МГУ

На пользу науке

Дела профсоюзные

Пресс-служба

Научный мир

Поздравляем

Крупным планом

Академия панэстетизма

Память

Новости науки

Наши таланты

Лирики и физики

Студентка

Личное мнение

Новости Москвы

На главную страницу