№38(4269)
декабрь 2008

Крупным планом

«Рукавичка» для Вячеслава Тихонова

В Пушкинской гостиной филологического факультета стены украшены иллюстрациями, выполненными в стиле Александра Сергеевича. Здесь и поп в ожидании очередного щелчка, и сцена дуэли, и кареты с влюбленными кавалерами и томными барышнями, и автопортреты, и наконец, выражаясь словами великого автора, «Сам Александр Сергеич Пушкин с мосье Онегиным стоит».

А рядом с этими картинками стоит А.В. Костюнин, председатель совета директоров ОАО «Судостроительный завод “Авангард”», член экспертного совета по обороне при председателе Совета Федерации. Как же этот человек попал в столь, казалось бы, неподходящее ему место?

Но вот ведущий вечера — доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова и Литературного института имени А.М. Горького И.Л. Волгин — представляет нам А.В. Костюнина, современного писателя.

Герой вечера родился в Карелии в 1964 году. Окончил сельскохозяйственный и экономический факультеты Петрозаводского государственного университета. В 5 лет он еще не умел говорить по-русски — только по-карельски. Писать А.В. Костюнин начал около восьми лет назад, когда почувствовал, что не может не написать. В июле 2007 года Александр Викторович получил членский билет Союза писателей России.

Его книга — сборник рассказов и повестей «В купели белой ночи» — названа лучшей книгой 2007 года, а автор получил премию имени А.И. Куприна и памятный знак «За вклад в русскую литературу».

Основной целью вечера было знакомство всех желающих с литературным творчеством Александра Викторовича. После нескольких фраз о себе писатель прочитал свой рассказ «Рукавичка», после которого последовали дружные аплодисменты. Некоторое время я не мог понять, чем же рассказ так «цепляет», пока не прочитал отзыв профессора СПбГУ А.О. Большева: «Мотивы свои автор объяснил в конце рассказа: его переполняет боль, и он почему-то не хочет ее заглушать <…> Эффект воздействия текста на читателя определяется как раз отсутствием чувствительно-гуманного комментария. Попробуй, разберись в этой истории: кто виноват? Что делать? Есть только боль, которая выплескивается, и я совершенно согласен: за перо садиться, если ты не Лев Толстой, можно только с целью выплеснуть боль. Для каждого человека творчество играет роль аутотерапии: выплескивая боль на бумагу, мы что-то в себе облегчаем.

И для окружающих нужны не поучения, не полезные советы, нужна эта боль».

В настоящее время народный артист СССР Вячеслав Тихонов снимает фильм по рассказу «Рукавичка».

С творчеством А.В. Костюнина можно ознакомиться на сайте «Александр Костюнин. Творческая лаборатория» по адресу www.kostjunin.karelia.ru. Сейчас проводится международный конкурс сочинений по его произведениям на свободную тему. Конкурс-проект проходит с 1 июня 2008 года по 28 февраля 2009 года. Номинаций две: проза (сочинение) и поэзия (любые жанры). Творческому коллективу присуждается премия: 20 000 руб. автору сочинения и 10 000 руб. педагогу автора. На указанном выше сайте можно найти подробную информацию.

Ведущий вечера И.Л. Волгин не стал скрывать своих мыслей и указал на некоторые стилистические ошибки автора с профессиональной точки зрения. В целом же Игорь Леонидович о творчестве Костюнина отозвался положительно.

Нельзя не оценить то, как Александр Викторович отреагировал на критику: он внимательно выслушал, а затем поблагодарил за эти слова и сказал, что приезжает на подобные мероприятия в том числе и за ними.

Александр Викторович обладает и хорошим чувством юмора. В гостиной собралось около 25 человек. Писатель рассказал, как его семья советовала не волноваться, мотивируя это тем, что книжек сейчас никто не читает и вряд ли на этой встрече будет присутствовать кто-нибудь кроме него самого и ведущего. Поведав нам это, он сказал:

— Я и правда думал, что придется вдвоем беседовать. А тут такое громадье народу! И это с одной только Москвы!

Эта фраза прозвучала ближе к концу вечера, когда осталось около половины стартового состава слушателей, «самые стойкие».

Теперь вопрос, сформулированный в начале статьи, можно поставить совсем по-другому: как человек, имеющий такой литературный потенциал, попал в кресло человека, возглавляющего программу по развертыванию ядерных сил флота? Ответ, думается, на эти вопросы простой. Этот человек обладает большим литературным талантом, огромным природным дарованием, которое может проявиться на любом жизненном этапе. А если он может достичь значимых результатов в двух совершенно разных областях, то это заставляет относиться к нему с большим уважением.

Сергей Лисаков,
наш корр.

Первая полоса

Пресс-служба

Вести МГУ

Память

Мир науки

Конференции

Юбилеи

Будем знакомы

Наука и техника

Наш календарь

Крупным планом

Круглый стол

Спорт

Твоя жизнь, студент!

01

На главную страницу