№ 13 (4162)
апрель 2006

Актуальный репортаж

Это наш питательный вопрос

Университет — это место, где человек, работающий или учащийся здесь, проводит большую часть своего времени. В МГУ ему приходится решать не только вопросы, связанные с профессиональной деятельностью, но и бытовые проблемы. Одна из них — питание. Это необходимый фактор жизнедеятельности, определяющий физическую активность и творческую деятельность человека. Поэтому забота о питании является актуальным вопросом университетской жизни.

Известно: чтобы организм полноценно функционировал, он должен ежедневно получать необходимый набор питательных веществ, витаминов и прочего. Считается, что трехразовое питание вполне может обеспечить достаточный уровень насыщения организма. В случаях различных заболеваний режим питания может быть изменен на более частый прием пищи в меньших количествах.

Учитывая, что завтракать и ужинать большинство из нас может дома, то с обедами все намного сложнее. Получается, что среднестатистический работающий (или учащийся) человек может реализовать полноценный уровень питания, принимая пищу в дневное время в «подручных» условиях.

При подготовке этого материала основной задачей была попытка отразить различные аспекты питания в стенах Московского университета. В течение месяца было проведено несколько опросов, использовались материалы студенческих форумов, отзывы сотрудников, каждый день собирались чеки и ассортимент блюд наших столовых. Все это должно было помочь наиболее адекватно отразить ситуацию с питанием.

Стоит, однако, оговориться, что подробному анализу подверглись исключительно столовые Комбината питания и буфеты Главного здания Московского университета. Связано это, в основном, с тем, что данный вопрос настолько глобален, что рассмотреть все точки питания во всех корпусах не представляется возможным в рамках одного материала. Однако, вряд ли «питательная» ситуация значительно отличается в остальных корпусах МГУ.

В результате проведенного своеобразного исследования было обнаружено, что, пожалуй, самым главным достоинством столовых ГЗ являются цены. Так, нам всего один раз удалось достичь суммы чека, близкой к 100 рублям, и лишь единожды — превзойти этот порог. Сразу оговорюсь, что в 90% случаев в рассматриваемый обед входило первое, гарнир и одно из наиболее дешевых мясных блюд. Зачастую это не были наборы самых экономичных блюд меню, но и горячее за 50–80 рублей за порцию также не приобреталось (добавление салата и компота в рацион соответственно увеличивают стоимость пищи на 15–30 рублей).

Мы не ставили себе целью специально жестко экономить, а просто «покупали все необходимое» по минимальным ценам. В среднем, сумма чеков за такой обед составляла 60–70 рублей. Где еще в Москве можно получить полноценный обед за эти деньги? Некоторые посетители сравнивают наши столовые с известными московскими сетями общественного питания, что, мол, там за 120 рублей можно купить комплексный обед более высокого качества и при этом получить сервис, существенно отличающийся от университетского в лучшую сторону. Последний вопрос мы рассмотрим ниже. А по поводу комплексных обедов можно смело утверждать, что ни один из них не даст такой широкой возможности выбора, какую предлагают меню наших столовых. При этом стоит отметить, что для очень многих людей разница в стоимости между 60 и 120 рублями весьма существенна. В конце концов, никто же не запрещает всем желающим обедать в любых других заведениях общепита, проблему территориальной доступности которых мы осуждать не будем.

Особо стоит отметить, что при необходимости сильно экономить средства в наших столовых можно пообедать даже на 20 рублей (само собой, это будет исключительно вегетарианская кухня). К сожалению, такие дешевые блюда к самому разгару обеденного времени уже заканчиваются. Так, в 83% исследуемого времени к 14.00–14.30 (время большой перемены на многих факультетах) наиболее дешевые блюда из меню по факту отсутствуют. Было бы здорово, если бы ко времени обеденного перерыва в занятиях студентов блюда экономичной части меню присутствовали в достаточном количестве и на раздаче. Ведь большинство именно этих посетителей относятся к людям с низким достатком и не могут себе позволить приобретать мясное блюдо за 70–80 рублей.

На фоне достаточно щадящей относительно городских точек питания ценовой политики наших столовых, проведенное исследование выявило серьезные недочеты в их работе. В первую очередь, это касается качества пищи и чистоты того, что клиенты видят в первую очередь при формировании своего мнения о пункте питания. Много нареканий, особенно к столовой в зоне «В», по качеству блюд. Они оказывались элементарно испорченными! С одной стороны, понятно, что столовая пытается минимизировать свои издержки от непроданных накануне блюд, но почему это надо делать таким образом? Комбинат питания МГУ — это предприятие, работающее в сфере, где очень много рисков. Но давайте тогда и жить по правилам современного рынка, где клиент всегда прав и его интересы превыше всего.

Сразу предостерегу читателя от крамольной мысли, что в столовой легко можно напороться на подпорченное меню. Это не так!!! Такие ситуации бывают, наверное, везде, но это скорее исключение, чем правило. Вопрос в том, как часто это повторяется. Самолеты тоже падают, но по соотношению всех перевезенных пассажиров к погибшим в результате аварии авиационные перевозки остаются самым безопасным видом транспорта. Только в данном случае речь идет о сложных технических устройствах и терроризме, где невозможно, наверное, все предусмотреть. Но все к этому стремятся. В столовых же избежать некачественных продуктов намного легче, было бы желание…

Другим проявлением халатного отношения сотрудников столовых к соблюдению элементарных санитарных условий являются вечно жирные подносы и столовые приборы. Уважаемые, неужели так сложно регулярно мыть их чистой тряпкой?! Кроме того, совсем вопиющими являются случаи, когда сотрудники столовых бывают замечены в курении на своих рабочих местах!!! Страшно даже подумать, что возможно лицезреть красочную картину сигареты в одной руке и посуды в другой. О каком соблюдении норм чистоты и гигиены можно говорить в этом случае?

Справедливости ради стоит заметить, что посетители также ответственны за чистоту: постоянно можно наблюдать картину, когда пообедавшие не уносят за собой грязную посуду на транспортер. А ведь это — невнимательность, прежде всего, к другим посетителям. И негатив, полученный ими от горы грязной посуды на столе, в первую очередь, обращен к самой столовой, в данном случае — незаслуженно.

Раз уж мы перешли к области отношений людей друг к другу, то хочется отметить нередкое хамство со стороны сотрудников столовой к посетителям. В первую очередь, это касается мест раздачи блюд. С одной стороны, можно попытаться понять и оправдать этих сотрудников — мол, посетители замучили одними и теми же вопросами «а что это?» и «где у вас то?». Но давайте вспомним, например, нелюбимую многими сеть питания, громко именующую себя рестораном: там сотрудники всегда приветливы и улыбчивы. Так, может быть, дело все-таки в конкретных людях?

Можно подойти к этой проблеме с другой стороны — устранить причину. Наверное, каждый согласится, что информативность во всех столовых очень низкая. Практически невозможно, не задавая вопросов, понять, как выглядит то или иное блюдо из меню или сколько стоит понравившаяся котлета. Так, может быть, надо всего лишь продублировать меню ценниками напротив каждого супа, второго блюда и т. д.? Поставить таблички ведь не сложно, а это существенно снизит поток вопросов со стороны посетителей. А также честно отнестись к составлению меню и не писать в названии блюда «со сметаной», если использован майонез. И мы даже не говорим о таких мелочах, как недожаренный картофель или избыточное содержание уксуса в салате.

С другой стороны, важно, что никто из опрашиваемых и просто высказывающихся ни разу не пожаловался на отношение кассиров. Спасибо им за приветливое отношение!

Хочется отметить поведение самих посетителей. Каждый сотрудник или студент МГУ считает себя не только высокообразованным, но и высококультурным. Но, господа, о какой культуре может идти речь, когда при наличии достаточно большого числа гардеробов в Главном здании люди позволяют себе заходить в столовую в верхней одежде? Или же о каком взаимном уважении все мы говорим, когда многие занимают столики прежде, чем встанут очередь? Не надо бояться, что вам не хватит места. Жизненный опыт показывает, что количество столиков полностью соответствует скорости обслуживания и времени, необходимому для завершения обеда. Пока вы занимаете места, стоите в очереди и расплачиваетесь, ваши коллеги уже успели бы поесть и освободить столик!

Таким образом, мы увидели, что все проблемы сводятся к вопросам взаимоотношений людей, а также отношению к своей работе. В первом случае хочется призвать всех быть более внимательными и приветливыми к окружающим. Что же касается отношения людей к своей работе, то, как показывает опыт известных сетей общественного питания, в части дисциплины персонала при соответствующем внимании руководства и эта проблема разрешима.

И приятного всем аппетита!

Иван Разумихин, наш корр.

Первая полоса

Редакторская колонка

Вести МГУ

Страницы истории

Поздравляем

Актуальный репортаж

Юридическая помощь

Мнение

Конкурс «Студент-корреспондент»

У нас в гостях газета

На пользу науке

Университетская кухня

Крупным планом

Опрос недели

Будем знакомы

Студентка

Новости науки

Новости Москвы

Мир творчества

Спорт

На главную страницу