№ 13 (4162) |
В гостях у ОСК, или тройка лидеров от Артемия Троицкого
Сегодня Артемий Троицкий является успешным организатором музыкальных фестивалей и концертов. Так, например, в первом Московском международном открытом книжном фестивале, который пройдет с 30 июня по 2 июля в ЦДХ, Артемий примет участие в качестве «куратора по музыкальной части». — У нас возникла идея пригласить артистов, которые занимались бы музыкально-литературными вещами, например, Женю Гришковца с группой «Бигуди», — комментирует Троицкий. Также Артемий активно увлекается радиожурналистикой. И в ночь со среды на четверг на радио «Эхо Москвы» звучит его «Красный уголок», а с 1997 года в радиоэфир выходит передача «ФМ Достоевский». — «ФМ Достоевский» — это интересная новая музыка от Аргентины до Исландии. Обожаю готовить эту передачу и стараюсь «впихнуть» в нее по 15–16 альбомов. Каждый день на протяжении приблизительно трех часов продюсер, радиоведущий Артемий Троицкий прослушивает музыку, в том числе и записи начинающих групп. — Те группы, которые мне нравятся, рекомендую фирмам грамзаписи. Хотя в настоящее время молодые музыканты больше нуждаются в финансовой помощи, нежели в каких-то рекомендациях. На вопрос о том, что вы делаете со своими старыми дисками, Артемий ответил: — Отношу эти диски в «Пурпурный легион» (магазин аудио- и видеопродукции, в том числе с комиссионным отделом — прим. автора), много дарю, а иногда посылаю на дальние провинциальные радиостанции. Но квартира у меня ими дико захламлена. Троицкий стал первым диск-жокеем в Москве. А начиналось все с того, что с 1972 по 1974 годы он проводил дискотеки в холе корпуса «Б» Главного здания МГУ. — Эта профессия здесь начиналась с меня. Что такое «дискотека», люди тогда еще не знали, полагая, что, как и в библиотеке, там можно взять понравившуюся запись. А я в детстве жил в Праге с родителями и знал о такой форме молодежного досуга, вот и решил воспроизвести ее в Москве. Аппаратуру, которая использовалась для вечеринок, Троицкий брал в аренду у различных популярных групп, в частности, у Макаревича, и вез ее на такси к зданию университета. Но первый московский DJ не только крутил психоделический рок и пластинки «Pink Floyd», но и показывал слайды, читал лекции, рассказывая истории музыкальной культуры того времени, которые он вычитывал в прогрессивных западных журналах. — Место стало модным. Однажды в «Б»–4 пришла дама из журнала «Ровесник» и сказала: «Давайте, пишите!». Так, в 1975 году вышла первая крупная публикация Троицкого — статья о группе «Deep Purple». «Мне стали платить сразу много денег!» — не без удовольствия заявляет Артемий, получивший целых 85 рублей за статью — гонорар, в два раза превосходивший его стипендию. Даже тема диссертации, которую младший научный сотрудник Института истории искусств Артемий Троицкий пытался защитить, напрямую затрагивала сферу его профессиональной деятельности: «Социальная эффективность дискотек». На сегодняшний день Троицкий выпускает веб-проект «Диверсантъ-Daily», преподает и даже снимается в кино. Изданы его книги «Рок в Советском Союзе» (1987 г.), «Интересные времена» (1999 г.), «Москва: от зари до зари» (2003 г.) и др. Но писать книги о музыке автору уже давно не хочется, потому что он, к сожалению, «утратил чувство азарта и трепета в отношении рок-музыки». «Самое симпатичное, что я написал, — это „Тусовка. Что случилось с советским андеграундом”», — говорит Артемий. Книга вышла в 1990 году сразу на английском языке. И даже сегодня российского ее варианта не существует. — Так что же случилось с советским андеграундом, куда движется русская музыкальная культура? — спрашивали студенты. — Российская музыка либо гонится за Западом, либо занимается ностальгией. Ничего нового в ней не происходит. Заметив, что вся лучшая рок-музыка осталась в середине 1980-х, критик все-таки составил свою тройку лидеров отечественной музыкальной индустрии. Троицкий отметил группу «Ленинград»: «Люблю эту группу. У меня есть к ним некоторые моральные претензии, но Сережу Шнурова люблю и наблюдаю за его творчеством». Второе место Артемий отдал Дельфину, отметив поэтические способности музыканта и редкое, но весьма ценное его стремление к развитию. Лидером же был признан Илья Лагутенко, чьи последние два альбома, по мнению Артемия Троицкого, «можно рассматривать без всяких скидок». Евгения Кондакова, |
||