№ 13 (4162)
апрель 2006

Искусство в жизни ученых

В художественной литературе широко распространен образ ученого, которому кроме его науки ничего не интересно. Он не ходит в театр, не читает книги, не посещает выставки. Это очень далеко от жизни. Ученые не только интересуются искусством как «потребители», посещая концерты, художественные выставки, обсуждая новинки литературы, они часто сами создают произведения искусства.





Прекрасный тому пример — художественное творчество И.-В. Гете, П. Бородина, Чижевского, Ефремова, А.Г. Дояренко. В Доме ученых Москвы (на Пречистенке) есть художественная студия, в которой занимаются ученые разных институтов. Периодически устраиваются выставки самодеятельных художников. В университете эта традиция тоже широко распространена. Достаточно упомянуть автора стихов и художественной прозы с биофака В.Д. Федорова, а также В.Н. Тихомирова, М.В. Гусева, П. Матекина и многих других.

Факультет почвоведения также вносит свой вклад в художественную жизнь МГУ. Выставка ко дню 8 Марта показала масштабы «второго призвания» ученых факультета. Кроме рисунков детей, которые всегда вызывают восторг у зрителей, в этот раз были представлены «плоды вдохновения» самих «отцов и матерей». Среди произведений можно упомянуть книги М.Н. Строгановой, посвященные генеалогии рода Строгановой, а также известному скрипачу А. Бродскому, большому другу П.И. Чайковского. Эта книга раскрывает для нас совершенно по-новому великого композитора. В ней показаны живые связи русской культуры с норвежскими композиторами (Григом), с немецкой музыкальной школой и пр.





Далеко за пределами факультета привлечет внимание книга И.С. Урусевской об ее отце, известном кинооператоре, соавторе фильма «Летят журавли». Совершенно новый жанр представил А.И. Поздняков — жанр научных апокрифов, устных легенд, сложившихся в среде ученых-почвоведов и ставших полуанекдотами. Очень приятно смотреть на картины Т.В. Прокофьевой, Т. Ульяночкиной, Т.А. Зубковой. Вызывают невольное восхищение аппликации И.П. Бабьевой.

Все эти произведения вполне отвечают тому высокому явлению, которое мы относим к искусству. И действительно, ученые — это не сухие гербарии, которые следует оживлять «живой водой» искусства, как это принято считать в «штампованном кинематографе», а люди, которые увлечены искусством и сами, своими руками, творят его.

Л.О. Карпачевский,
профессор факультета почвоведения

Первая полоса

Редакторская колонка

Вести МГУ

Страницы истории

Поздравляем

Актуальный репортаж

Юридическая помощь

Мнение

Конкурс «Студент-корреспондент»

У нас в гостях газета

На пользу науке

Университетская кухня

Крупным планом

Опрос недели

Будем знакомы

Студентка

Новости науки

Новости Москвы

Мир творчества

Спорт

На главную страницу