№ 19 (4168)
май 2006

Питомцы университета

«Ум и дела твои бессмертны...»

Портрет А.С. Грибоедова работы И.Н. Крамского
Двести лет назад в Московский университет был зачислен обычный с виду молодой человек. Звали его Александр Грибоедов.

Еще раньше, в восьмилетнем возрасте, в 1803 году Саша Грибоедов поступил в Московский университетский Благородный пансион. Это учебное заведение в начале XIX века был хорошо организованной школой с обширной программой и прекрасным подбором преподавателей, многие из которых были профессорами Московского университета. Воспитанники издавали свои журналы, сборники, что развивало их литературные интересы. Также издавна существовал ученический театр. Располагался Благородный пансион в центре Москвы на Тверской улице.

В 1805 году Грибоедов закончил учебу в Благородном пансионе, то есть всего за три неполных года, тогда как весь курс обучения в нем был рассчитан на семь лет.

В 1806 году, в одиннадцатилетнем возрасте, Александр Грибоедов стал студентом Московского университета. По воспоминаниям его университетского товарища В.И. Лыкошина, Грибоедов посещал лекции в сопровождении гувернера и «в ребячестве учился „посредственно”», тем не менее после полутора лет учебы выдержал экзамен на ученую степень кандидата словесности, присужденную ему на торжественном университетском акте 30 июня 1808 г.

Постепенно втянувшись в учебу, Грибоедов окончил за два с половиной года словесное отделение философского факультета и поступил на юридическое отделение, а через два (!) года получил второй диплом — кандидата прав. В 1810 г. он продолжил учиться на естественно-математическом факультете, что было делом необычайным для дворянской молодежи, предпочитавшей что-нибудь попроще. Таким образом, за шесть с половиной лет Грибоедов прошел курсы трех факультетов Московского университета и в 1812 году готовился к экзаменам на получение ученой степени доктора юридических наук.

Верно заметил В.Ф. Ходасевич: «Люди, родившиеся в России приблизительно между 1785–1815 годами, развивались необычайно рано и проходили свой жизненный путь с быстротой, которую объяснить отчасти даже затруднительно».

Чтобы подвести итог учебы Грибоедова, нужно добавить, что, с детства зная французский, английский, немецкий и итальянский языки, за время учебы в университете Грибоедов изучил еще греческий и латинский, позднее — персидский, арабский и турецкий.

А. Грибоедов был и музыкально одарен: играл на фортепьяно, флейте, сам сочинял музыку. Многое затерялось, но сохранились два вальса, ему принадлежащие. Музыкальные способности Грибоедова восхищали многих современников, его талант высоко ценил М.И. Глинка.

В студенческие годы в жизнь Грибоедова навсегда вошел театр. В университетском театре студенты под руководством артистов братьев Сандуновых еженедельно давали спектакли. Во время представлений Грибоедов бывал не только зрителем. Со сцены студенческого театра он часто читал эпиграммы своего сочинения.

Очевидно, что обилие театральных затей в московском обществе и в университете оказало уже тогда сильное влияние на будущего драматурга. В университете проявились и поэтические способности А. Грибоедова. Когда позднее в Тавризе, в 1820 г., родился замысел комедии «Горе от ума», то в ней отразились, среди прочего, и многие впечатления Грибоедова от университетской жизни в допожарной Москве. Университетский лектор английского языка и словесности, учитель и друг Грибоедова Ф.Я. Эванс утверждал позже, что был лично знаком со всеми персонажами «Горя от ума». Университетская молодежь грибоедовской поры жила высокими идеалами о совершенном устройстве мира, увлекалась философами древности и современности.

В университете Грибоедов попал в дружеский круг студентов, которым суждено было войти в летописи отечественной истории. Среди них — будущий мыслитель Петр Чаадаев, будущие декабристы Никита Муравьев, Николай Тургенев, Иван Якушкин.

В это же время возник конфликт молодого Грибоедова с матерью, с кругом ее богатых родственников и знакомых. Юноше претил дух искательства, с которым мать возила его на поклон к вельможному дядюшке А.Ф. Грибоедову. Страстное увлечение сына науками пробудило в матери тревогу и неодобрение: ведь просвещение для нее имело цену лишь в той мере, в какой оно открывало путь к успешной придворной или дипломатической карьере. Таким образом, его дипломатическое будущее состоялось во многом благодаря давлению семьи, особенно честолюбивой матери поэта. Не уступи он ей, может, жизнь его была бы намного длиннее…

Отечественная война 1812 года круто изменила судьбу Грибоедова, навсегда оборвала его мечты о поприще ученого. С началом войны Грибоедов покинул университет. Он, как и многие юноши его круга, считал своим долгом быть в рядах сражающихся против неприятеля. Добровольцем он вступил в действующую армию — корнетом Московского гусарского, а потом Иркутского полка. В военных походах ему участвовать не пришлось, но дух народной войны оказал решительное влияние на мировоззрение молодого человека.

После окончания войны Грибоедов ушел в отставку, поселился в Петербурге, поступил на службу в Коллегию иностранных дел, где служили в это время Пушкин, Кюхельбекер и многие декабристы. В 1818 году в жизни Грибоедова случается непредвиденный поворот. За участие секундантом в дуэли, закончившейся гибелью одного из соперников, его высылают из Петербурга секретарем русской дипломатической миссии в Персию. Два с половиной года Грибоедов провел там, собирая сведения по истории, этнографии и экономике Востока, изучал персидский и арабский языки, объездил всю страну.

Проявив незаурядные дипломатические способности, он высвободил из персидского плена целую колонию русских солдат и вернул их на родину.

Еще в студенческие годы Грибоедов общался с будущими декабристами: братьями Муравьевыми, Якушкиным. Впоследствии был близок с П. Чаадаевым. Это общение чуть было не закончилось для него плохо. В конце января 1826 г., находясь на Кавказе, он был арестован по делу декабристов специально присланным из Петербурга фельдъегерем. На следствии Грибоедов придерживался полного отрицания своего участия в заговоре. Царской следственной комиссии не удалось что-либо доказать, и он был освобожден.

Первого января члены посольства в Тегеране подняли бокалы за наступивший в России новый, 1829, год. 15 января они поздравили Грибоедова с его днем рождения. А 30 января 1829 г. на русское посольство в Тегеране было совершено нападение разбушевавшейся, фанатично настроенной толпы. Произошло зверское убийство почти всех членов русской миссии, глава которой, А.С. Грибоедов, был растерзан, став, по словам Пушкина, «жертвой невежества и вероломства». А русское правительство, не желая нового военного конфликта с Персией, удовлетворилось извинениями шаха.

Тело Грибоедова было перевезено в Тифлис и похоронено на горе святого Давида. На могиле его молодой женой была оставлена надпись: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя?». Александр Грибоедов ушел из жизни, не исчерпав свой блестящий ум и глубокое дарование. Он хотел посвятить жизнь науке и поэзии, но вынужден был быть государственным деятелем и заплатил за это высокую цену.

Уже почти два века прошло с тех пор, а нас по-прежнему притягивает образ этого человека.

Виктор Буланов

Первая полоса

Редакторская колонка

Вести МГУ

Память

Актуальный репортаж

Дела профсоюзные

Юридическая помощь

Поздравляем

К 300-летию Ботанического сада МГУ

Наши контакты

На пользу науке

Питомцы университета

Крупным планом

Взгляд на мир

Студентка

Отдых

Новости Москвы

ФЛЮС

На главную страницу