№ 19 (4168)
май 2006

Московскому метрополитену — 71 год

«Осторожно, двери закрываются», «Стойте справа лицом по направлению движения эскалатора, по возможности проходите слева...». И не забывайте, что последний поезд отправляется в 01.03 от конечной станции!

Московскому ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитену имени В.И. Ленина — 71 год. Для всеобщего пользования Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года в 7 часов утра. И теперь невозможно представить жителя или гостя столицы, ни разу не спустившегося в его подземный мир.

Каждый день в 5.35 утра метро открывает перед нами 12 линий общей протяженностью 278,3 км со 171-й станцией, перевозит более 7 млн. пассажиров в сутки и не перестает работать ни на минуту. И сегодня вагоны метро, касаясь контактного рельса с напряжением в 825 вольт, могут быстрее всех остальных транспортных средств общего пользования доставить такое количество пассажиров из одного района Москвы в другой.

Серпуховско-Тимирязевская линия (серая) — самая длинная. Ее протяженность составляет 41,2 км. А Сокольническая (красная) — самая старая. Именно с нее началось строительство Московского метрополитена от станции «Сокольники» до «Парка Культуры». Движение же по участку «Университет»–«Юго-Западная» было открыто только в 1963 году. Тогда при строительстве линии произошел забавный казус: в котлован упала корова. Теперь по красной ветке поезда со средней скоростью 41 км/ч движутся от депо «Северное» к депо «Черкизово».

Всего в структуре метрополитена насчитывается 15 депо. Каждую ночь машинисты пригоняют туда поезда, где те проходят полную диагностику. Технические рабочие, как настоящие музыканты, проверяют вагоны, стуча молоточками по колесам, внимательно следя, чтобы все детали были надежно закреплены, — недосмотр может привести к аварийной ситуации.

Там же, в депо, вагоны проходят очистку. Сначала снаружи составы специальным устройством продувают от пыли, а затем моют. Для того чтобы помыть один поезд, сотрудники депо тратят около 4 часов. Так что подобные процедуры составы проходят раз в две недели. Зато внутри чистота и порядок создаются из ночи в ночь.

Работа в ночную смену в Московском метрополитене считается одной из самых престижных: во-первых, рабочие получают достойную зарплату, а во-вторых — свободный день. Однако такой график связан и с некоторыми неудобствами. Ночью лишь часть поездов пригоняется в депо, остальные же остается на линии. Из-за этого машинистам приходится пешком добираться до конечной станции. Тем не менее, в каждом депо существуют специальные комнаты отдыха для тех, кто управляет составами поздно ночью и рано утром.

Всего в метро работают более 35 тысяч человек, поровну мужчин и женщин. У каждого из них есть четко определенные уставом обязанности. И, как мне пояснил главный инженер одного депо, даже то, что поручень эскалатора движется быстрее ступенек, объясняется всего лишь несинхронной работой приводов.

Тем не менее, иногда метрополитен все-таки немного отступает от установленного режима. Так произошло со «звуками подземелья», когда вместо привычных объявлений пассажиры услышали голоса популярных артистов, певцов и просто известных людей. Это событие было приурочено к 70-ой годовщине работы Московского метрополитена. А 15 мая 2006 года, в 71-ый день рождения метро, на станции «Красносельская» Сокольнической линии была торжественно открыта мемориальная доска в честь Татьяны Викторовны Федоровой — первой и пока единственной женщины, которая возглавляла шахту и строительно-монтажное управление и была заместителем начальника Московского метростроя.

Евгения Кондакова, наш корр. Фото автора

Первая полоса

Редакторская колонка

Вести МГУ

Память

Актуальный репортаж

Дела профсоюзные

Юридическая помощь

Поздравляем

К 300-летию Ботанического сада МГУ

Наши контакты

На пользу науке

Питомцы университета

Крупным планом

Взгляд на мир

Студентка

Отдых

Новости Москвы

ФЛЮС

На главную страницу