№ 1-2 (4150-4151) |
Черкасов в МГУ
Двадцатое ноября 1955 года. Дом культуры МГУ. Зрительный зал набит битком, люди стоят в проходах. Идет спектакль по пьесе В. Катаняна «Они знали Маяковского» студенческого театра МГУ – не того, «гуманитарного», который на Моховой, а другого, «естественного», который в «Новом здании» (долгое время оно только так и называлось). Казалось бы, что тут особенного. Только вот публика в зале какая-то необычная – всюду знакомые лица известных московских артистов, режиссеров, писателей, художников, словом, как тогда говорили, представителей творческой интеллигенции. И студентов на сцене больше, чем в зале… На следующий день практически все центральные газеты Советского Союза и уж точно все московские вышли с рецензиями, репортажами, фотографиями, посвященными этому спектаклю, и радиостанции столицы несколько дней подряд передавали из него отрывки (потому что телевидение наше хотя и существовало, но не стало еще средством «массовой» информации).
История этого необычного спектакля тоже необычна… Все началось с того, что художественный руководитель студенческого театра МГУ (в «Новом здании») народный артист РСФСР профессор Николай Васильевич Петров, приглашенный в Ленинградский академический театр драмы им. А.С. Пушкина ставить спектакль «Они знали Маяковского», решил одновременно работать над этой пьесой с молодежным университетским коллективом. Естественно, что сценические решения этих спектаклей (мизансцены, декорации, музыка) совпадали. Только вот исполнители были разные. А главное, в нашем студенческом спектакле роль Маяковского исполнял студент V курса химического факультета Юра Овчинников, а в профессиональном ленинградском – Николай Черкасов…
А о том, как прошел спектакль, наверное, лучше всех написал Плучек в газете «Советская культура»: «Народный артист СССР Николай Черкасов, играя с самодеятельными партнерами, не снисходил к их скромным усилиям, но затрачивал себя в полную меру, рисуя образ поэта с не меньшим, а быть может, и большим подъемом, чем делал это у себя дома, в Ленинграде. А его молодые партнеры не тушевались, не отходили в сторону, смиренно “подыгрывая” заезжему таланту, но со всей искренностью отдавались происходящему на сцене, озаряя спектакль своей юношеской увлеченностью, свежестью восприятия образов и событий драмы. То уважение, тот восторг, которые внушал студентам прославленный мастер сцены, прекрасно “ложились” на отношение к Маяковскому в пьесе, и оттого, должно быть, так искренни были актеры, на таком остром “нерве” шел спектакль». Что к этому можно добавить? 21 ноября спектакль с участием Черкасова и Фрейндлиха был повторен, причем на этот раз зал был заполнен студентами. Как сложились судьбы студентов–участников постановки? Наверное, все (как и я) пережили соблазн уйти в актеры и остались верными научной стезе. Мой друг и партнер по спектаклю Юра Овчинников («вылитый Маяковский») стал впоследствии крупным ученым-биохимиком и самым молодым в истории вице-президентом Академии наук СССР Юрием Анатольевичем Овчинниковым. Он прожил хотя и короткую, но яркую жизнь. Что сталось с другими ребятами, я не знаю. Помнят ли они «Алешу Синякова» – Сашу Горкина? Друзья, откликнитесь! Профессор географического факультета МГУ А.П. Горкин |
||||||